Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

В  статье  дается  концептуальное  обоснование  рефлексивного 
механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психиче-
ского выгорания у врачей с опорой на психологические теории 
смыла,  смысловой  регуляции  психических  состояний,  рефлек-
сивной регуляции деятельности, функциональной психологиче-
ской системы деятельности и др. Представленная методология 
позволяет эмпирически представить рефлексию как психологи-
ческий  механизм  ценностно-смысловой  регуляции  состояния 

СВЯЗЬ ТЕРМИНОВ «РЕФЛЕКС» И «РЕФЛЕКСИЯ» ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В  отечественной  педагогике  неоднократно  предпринимались  попытки  организовать 
образовательный  процесс  на  основе  рефлексивного  подхода,  однако  к  успеху  это  не 
приводило. Фундаментальная причина безуспешности экспериментов по внедрению об-
учения на основе рефлексивного подхода заключается в том, что философско-методо-
логическим основанием рефлексивного подхода в отечественной педагогике и психоло-
гии до сих пор служит идеализм. В этой связи автор предлагает свой вариант решения 

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ

Статья посвящена анализу диалогических аспектов искусства как важного феномена художественного опыта современного человека. «Диалог» анализируется как фундаментальный принцип взаимоотношений человека и искусства. Концепт «художественной рефлексии» рассматривается как ключ к проблеме диалогической интерпретации произведения. Феномен художественного диалога понимается как единство индивидуального и универсального в художественном опыте. Предложена также концепция содержательных уровней такого диалога как факторов развития личности. 

Личностная зрелость: модель исследования в контексте событийного подхода

Введение. Проблема личностной зрелости, ее критериев и механизмов достижения является одной из значимых и актуальных в современной психологической науке. Большое количество работ посвящено трактовке и определению данного понятия, поиску его содержательных и структурных элементов. Теоретический анализ. На основе систематизации теоретического материала автор выстраивает модель для анализа личностной зрелости (в контексте событийного подхода).

Развитие познавательного интереса курсантов: рефлексивные подходы и приемы

Введение. Развитие познавательного интереса курсантов представляет собой один из важнейших педагогических аспектов. Познавательный интерес определяет эффективность освоения профессиональных и гуманитарных дисциплин, способствует формированию личности курсантов, направленной на дальнейшее самосовершенствование. Теоретический анализ. Изучение современных источников позволило прийти к следующему заключению: познавательный интерес курсантов, являясь свойством личности, имеет непосредственную связь с таким феноменом, как рефлексия. Эмпирический анализ.