Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шатова Н. Д. СВЯЗЬ ТЕРМИНОВ «РЕФЛЕКС» И «РЕФЛЕКСИЯ» ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 111-118. DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-1-111-118

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 37)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

СВЯЗЬ ТЕРМИНОВ «РЕФЛЕКС» И «РЕФЛЕКСИЯ» ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Авторы: 
Шатова Наталья Дмитриевна, Омский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В  отечественной  педагогике  неоднократно  предпринимались  попытки  организовать 
образовательный  процесс  на  основе  рефлексивного  подхода,  однако  к  успеху  это  не 
приводило. Фундаментальная причина безуспешности экспериментов по внедрению об-
учения на основе рефлексивного подхода заключается в том, что философско-методо-
логическим основанием рефлексивного подхода в отечественной педагогике и психоло-
гии до сих пор служит идеализм. В этой связи автор предлагает свой вариант решения 
проблемы на материалистической основе. С этой целью необходимо предварительно 
установить связь между рефлексией и рефлексом, который, собственно, и является вы-
ражением материалистической позиции в психологии. Зафиксированная связь между 
рефлексом и рефлексией позволит эффективно формировать рефлексивные способно-
сти обучающихся. 

Список источников: 

1.   Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические дис-
сертационные исследования в системе организации 
современных научных знаний : доклад на совместном 
расширенном заседании Президиума Высшей атте-
стационной комиссии Министерства образования и 
науки РФ и Президиума Российской академии об-
разования // Проблемы современного образования. 
2011. № 2. С. 12–27. 
2.   Жилин В. И. Анархо-экзистенциальная утопия лич-
ностно  ориентированного  образования  //  Омский 
науч. вестн. 2010. № 3 (88). С. 152–156.
3.   Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Со-
временный русский язык : учебник. URL: http://www.
sinykova.ru/ (дата обращения: 31.03.2014).
4.   Семенов  А.  В.  Этимологический  словарь  русского 
языка. М., 2003. 704 с.
5.   Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 
URL: http://www.fasmerbook.com/ (дата обращения: 
07.04.2014).
6.   Локк Дж. Соч. : в 3 т. Т. 1 / ред. И. С. Нарский. М., 
1985. 621 с.
7.   Подосинов А. В., Козлова Г. Г., Глухов А. А. Латинско-
русский словарь. М., 1999. 376 с.
8.   Современный словарь иностранных слов. М., 2000. 
742 с.
9.   Словарь русского языка : в 4 т. Т. 3. / ред. А. П. Евге-
ньева. М., 1984. 752 с.
10.  Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь. М., 2009. 
1239 с.
11.  Ожегов  С.  И.,  Шведова  Н.  Ю.  Толковый  словарь 
русского языка. М., 1999. 944 с. 
12.  Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Тол-
ково-образовательный. М., 2000. 1088 с.
13.  Большая Советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Про-
хоров. М., 1975. 628 с.

14.  Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. 
Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004. 672 с.
15.  Асмус В. Ф. Логика : учебник. М., 2001. 392 с.
16.  Выготский Л. С. Методика рефлексологического и 
психологического исследования // Собр. соч. : в 6 т. 
Т. 1. М., 1982. С. 43–62.