Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Белых Т. В. Взаимосвязь когнитивных характеристик личности и дезадаптивных поведенческих установок в структуре индивидуальности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 407-413. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-407-413

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 13)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2

Взаимосвязь когнитивных характеристик личности и дезадаптивных поведенческих установок в структуре индивидуальности у студентов

Авторы: 
Белых Татьяна Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены данные статистического исследования с применением корреляционного анализа, выявившего специфику связей между выраженностью ригидности, флексибильности, особенностями когнитивного стиля и дезадаптивными поведенческими установками в структуре индивидуальности у студентов. Для диагностики использовались такие методы, как: Томский опросник ригидности Г. В. Залевского; Схемный опросник Дж. Янга (YSQ S3R); Методика «Интеллектуальная лабильность» В. Т. Козлова; Методика словесно-цветовой интерференции (Тест Дж. Струпа); Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга; Методика «Гибкость мышления» А. С. Лачинса; Тест включенных фигур К. Готтшальдта. Применялся корреляционный анализ данных статистики. В исследовании приняли участие 73 студента вуза в возрасте 17–25 лет. Как показали результаты исследования, чем выше когнитивная пластичность и интеллектуальная лабильность личности, тем сильнее выражена способность личности к принятию ответственности на себя в ситуации фрустрации потребностей. При этом высокий уровень ригидности (общей, актуальной, преморбидной, ригидности как состояния) связан с проявлением усвоенных в детстве дезадаптивных схем поведения, сужающих возможности для оптимальной самореализации личности, с преобладанием агрессивных действий, с фиксацией на препятствии в ситуации фрустрации. Выраженная полезависимость связана с самозащитной стратегией разрешения фрустрирующей ситуации и фиксацией на удовлетворении собственных потребностей.

Список источников: 

1. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов : дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 176 с.

2. Барбаева И. Д. Психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 21 с.

3. Лактионова А. И., Махнач А. В. Факторы жизнеспособности девиантных подростков // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 6. С. 39-47.

4. Лактионова А. И. Жизнеспособность и ее место в системе психологических понятий // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2010. № 3. С. 11-15.

5. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. : Илекса ; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. 328 с.

6. Вяткин Б. А. Активность в структуре интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности : Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С. 233-272.

7. Гасанов С. К. Активность бытия как фактор развития интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности : Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С. 284-298.

8. Волочков А. А. Учебная активность : от инновационной идеи к психологии активности субъекта жизни // Психология интегральной индивидуальности : Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С. 305-318.

9. Белых Т. В. Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 298-303. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303

10. Городилова Е. Н. Гендерные особенности самоактуализации и их связь с индивидуальностью // Психология интегральной индивидуальности : Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С. 466-490.

11. Васюра С. А. Гендерное исследование коммуникативной активности студентов // Психология интегральной индивидуальности : Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С. 490-497.

12. Тахтылова Е. А. Интегральная индивидуальность и волевая регуляция // Системное познание индивидуальности человека. Пятигорск : Пятигорск. гос. лингв. ун-т, 2009. С. 30-54.

13. Романовская С. Л. Интегральная индивидуальность и самосознание // Системное познание индивидуальности человека. Пятигорск : Пятигорск. гос. лингв. ун-т, 2009. С. 54-67.

14. Гринь С. В. Интегральная индивидуальность и рефлексия // Системное познание индивидуальности человека. Пятигорск : Пятигорск. гос. лингв. ун-т, 2009. С. 103-110.

15. Воронин А. Н. Ситуационные и межличностные детерминанты проявления интеллекта и креативности // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3, № 1. С. 88–114.