Образец для цитирования:

Курохтина С. Р. Визуальное пространство города: семиотический подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 364-368. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-364-368


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
316.33
Язык публикации: 
русский

Визуальное пространство города: семиотический подход

В статье рассматривается проблема визуальности в контексте пространства с точки зрения визуальной семиотики. Выбор проблемы обусловил методологию, которая базируется на семиотическом подходе. Визуальная семиотика использует индукцию в качестве основного инструмента: анализируя отдельные элементы пространства – знаки, она движется к обобщению результатов на уровне семиотики в целом. Автор полагает, что визуальные образы, запечатленные в различных архитектурных постройках, играют важную роль в формировании социального устройства, пространства повседневной коммуникации, практик взаимодействия наблюдающих субъектов. Цель статьи — охарактеризовать основные принципы визуальной семиотики, отражающие теоретическое осмысление городской архитектуры как знаковой системы. Установлено, что главные теоретические принципы визуальной семиотики применительно к пространству состоят в следующих положениях: во-первых, визуальные артефакты, наводняющие пространство города, являются фактами коммуникации, поскольку имеют языковую направленность и воспринимаются как знаки. Вовторых, главное свойство для визуального сообщения – емкость (за короткий срок субъект способен воспринять гораздо большее количество информации, чем от текста). В-третьих, определено, что чтение и порождение новых интерпретаций городского пространства происходят через повседневные практики, в ходе которых осуществляется присваивание и персонализация окружающего визуального пространства. 

Литература

1. Мирзоев Н. Как смотреть на мир. М. : Ad marginem, 2019. 344 с.

2. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М. : Логос, 2007. 200 с.

3. Митчелл У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология. Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. 240 с.

4. Лотман Ю. М.Семиосфера. Внутри мыслящих миров. СПб. : Искусство, 2000. 704 с.

5. Эко У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. М. : Радуга. 1985. С. 79‒101.

6. Аванесов С. С. Визуальная семиотика города : перспектива исследования городских текстов // Πраксема. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4. С. 9‒22.

7. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М. : Прогресс, 1990. 280 с.

8. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М. : Логос, 2000. 412 с.

9. Барт Р. Мифологии. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 314 с.

10. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Труды по знаковым системам. 1981. № 9. С. 7‒26.

11. Аванесов С. С. Что можно назвать визуальной семиотикой? // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10‒22.

12. Арнхейм Р. Кино как искусство. М. : Изд-во иностр. литературы, 1960. 173 c.

13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. : Петрополис, 1998. 432 с.

14. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс : ЕГУ, 2010. 534 с.

15. Сафронова А. В. Город ‒ живой организм // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та, 2011. № 12. С. 148‒152.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: