образ

Визуальное пространство города: семиотический подход

В статье рассматривается проблема визуальности в контексте пространства с точки зрения визуальной семиотики. Выбор проблемы обусловил методологию, которая базируется на семиотическом подходе. Визуальная семиотика использует индукцию в качестве основного инструмента: анализируя отдельные элементы пространства – знаки, она движется к обобщению результатов на уровне семиотики в целом.

Проблема образа в визуальных исследованиях

В статье рассматривается проблема образности в исследованиях визуального, неоднородный характер которых вследствие их междисциплинарной направленности свидетельствует об отсутствии четкости в разработке как общей методологии, так и понятийной базы. Цель статьи – конкретизация понятия «образ», выявление его структурных составляющих, способов функционирования в пространстве взаимодействий. Для аналитики образа результативен деятельностный подход, так как его возможности позволяют исследовать следы действия образа в социальной сфере, нежели историю развития термина.

РУССКАЯ ИДЕЯ: ОБРАЗ И СМЫСЛЫ

В статье исследуются образ и смыслы русской идеи. На осно-
вании изучения религиозных источников и исследовательской
литературы по проблемам отечественной истории философии
автор доказывает, что образным выражением русской идеи яв-
ляется «Россия-матушка», одновременно обращается внимание
на антиномию религиозного и политического смыслов концепции
«Москва – Третий Рим» и «великая Россия».

Образ войны: проблема содержания и формирования

Войну как сложное социальное явление можно анализировать с различных позиций: она предстает как социально-политическое явление, как цивилизационное, как экзистенциальное. Главное на войне – человек, поэтому война воспринимается не только на уровне фактов, но и в виде образа, который представляет комплекс представлений о ней, включающий и оценку событий, и оценку врага, и собственный образ. В структуре образа войны автор выделяет прообразы, синхрообразы и протообразы.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье анализируются философские представления об изменениях восприятия; вводится концепт «виртуализация восприятия», обозначающий процесс  интенсификации образно-символического  слоя  восприятия.  Приведены две трактовки  виртуального: узкая,  редуцирующая  виртуальную  реальность  к  технологической сфере, и широкая, закрепляющая  за  ней  онтологический  статус.  Выявлено,  что  оптимальным  подходом является  нестрогое  ограничение  виртуального.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ОБРАЗ»

В статье анализируются история понятия «образ» и разные под-
ходы к использованию этого понятия в современной науке. На 
основе  этого  формулируется  определение  понятия  «образ»  в 
рамках интегративного подхода. В связи с особенностями совре-
менной цивилизации подчеркивается актуальность данного под-
хода. Основой подхода является феноменология – философия 
Э. Гуссерля. Инструментарий феноменологии – феноменологи-
ческая редукция – позволяет выделить разные уровни образов. 

CОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: НАЧАЛА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

В статье проводится обоснование научного и парадигмального 
статуса понятия «образ» в сфере социальной философии, что 
является  необходимым  для  исследования  теоретико-методо-
логических задач и социальных проблем, связанных с коллек-
тивным сознанием. В процессе концептуализации выделяются 
предпосылочные идеальные формы социального познания фе-
номена образа как основы парадигмальности: ценность, про-
блема, императивная идея, идеал, цель. Типология этих форм 
дает возможность выявить последовательность формирования