Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Селиванова Ю. В., Павлова Н. В., Горина Е. Н. Учебная практика студентов-дефектологов как ресурс доступности социально-коммуникативной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 219-225. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-2-219-225

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 12)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.147.88+09

Учебная практика студентов-дефектологов как ресурс доступности социально-коммуникативной среды

Авторы: 
Селиванова Юлия Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Павлова Наталья Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Горина Екатерина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена анализу и значению первой учебно-ознакомительной практики студентов-дефектологов как одного из ресурсов расширения доступности социально-коммуникативной среды. Акцентируется внимание на том, что для реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья, для успешной социализации детей с нарушениями в развитии важна не только технологическая доступность среды, но и социальная. Расширение доступности социально-коммуникативной среды – это двусторонний процесс. Общение с практикантами позволяет детям с особыми образовательными потребностями расширять «границы» включения в социум: приобретать социальные навыки и коммуникативный опыт, формировать и развивать положительные эмоции, чувство доверия и ощущение комфорта, приобретать новые мотивации взаимодействия с окружающим миром. Благодаря общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья студенты могут усвоить необходимые профессиональные компетенции и проверить себя на профпригодность: разобраться в сущности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса и научиться адекватно относиться к людям, имеющим какие-либо нарушения в развитии. Авторы приходят к выводу о том, что доступность социально-коммуникативной среды позволяет сделать процесс становления специалиста-дефектолога более интенсивным и эффективным.

Список источников: 

1. Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 : Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605) (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/70158682/ (дата обращения: 10.11.2019).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов. URL: http://www. dislife.ru/fl ow/them (дата обращения: 18.10.2019).
3. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / изд. 2-е, перераб. и доп. СПб. : Питер, 2004. 316 с.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297. URL: http://static.government.ru/media/fi les/6kKpQJTEgR1Bmijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf (дата обращения: 18.10.2019).
5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ (дата обращения: 18.10.2019).
6. Селиванова Ю. В. Тенденции развития специального образования: социокультурный подход // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4. С. 295–300.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/.pdf (дата обращения: 08.11.2019).
8. Лисовская Т. В. О профессиональной компетентности и личностных качествах учителя-дефектолога, работающего с детьми с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями // Письма в Эмиссия. Оффлайн : электронный научный журнал. 2013. №10. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2013/2063. htm (дата обращения: 08.11.2019).
9. Горина Е. Н., Байбулатова О. В., Хмелькова О. В. Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 216–219.
10. Павлова Н. В., Татаренко Л. В. Урок как эксперимент для начинающего учителя (на материале педагогической практики студентов) // Коррекционная педагогика : теория и практика. 2013. № 4 (58). С. 51–59.
11. Selivanova Yu., Pavlova N., Gorina E., Myasnikova L. From an Undergraduate Special Education Student to an Expert Researcher // ARPHA Proceedings 1 : V International Forum on Teacher Education. Part I : Teacher Education and Training. 2019. P. 589–601. DOI: https://doi.org/10.3897/ap.1.e0558