Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Фролова С. В., Троянова А. В. Типологический анализ социокультурной направленности личности представителей разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 441-448. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-441-448, EDN: YDEMFC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 53)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6
EDN: 
YDEMFC

Типологический анализ социокультурной направленности личности представителей разных возрастных групп

Авторы: 
Фролова Светлана Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Троянова Алена Валериевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Во введении отмечается роль социокультурной детерминации, механизмов культурной трансмиссии и социального наследования в развитии психики и личности человека. Теоретический анализ посвящен осмыслению психологических типов социокультурной направленности личности, выделенных на основе характера отношения субъекта к традициям и инновациям, ингрупповой и аутгрупповой культуре. Описываются 10 типов социокультурной направленности личности: гармонично сбалансированный, локально ориентированный, локально-традиционный, локально-инновационный, альтернативно ориентированный, альтернативно традиционный, альтернативно инновационный, глобально-традиционный, глобально-инновационный, глобально-индифферентный. Эмпирический анализ строится на описании результатов сравнительного исследования типов социокультурной направленности личности у представителей трех возрастных групп: 1) от 46 до 54 лет; 2) от 27 до 36 лет; 3) от 17 до 19 лет. Выявлены доминирующие типы социокультурной направленности личности в каждой из исследуемых групп. Среди представителей более старшего поколения преобладают гармонично сбалансированный и глобально-инновационный типы социокультурной направленности личности; в возрастной группе от 27 до 36 лет наиболее выражены глобально-инновационный и альтернативно ориентированный (на ценности аутгрупповой культуры) типы. В самой молодой группе особого исследовательского внимания требует глобально-индифферентный тип социокультурной направленности личности. В заключении делаются выводы о ключевых тенденциях, факторах, рисках и ресурсах социокультурного развития личности у представителей разных возрастных групп. 

Список источников: 
  1. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. : Педагогика-Пресс, 1993. 224 c.
  2. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности: ранние работы / ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М. : Смысл, 2003. С. 27–198.
  3. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. : Наука, 1974. 172 с.
  4. Жане П. Психологическая эволюция личности. М. : Академический проект, 2010. 399 с.
  5. Берри Дж. В., Пуртинга А. Х., Сигалл М. Х., Дасен П. Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / пер. с англ. Харьков : Гуманитарный центр, 2007. 560 с.
  6. Курсак В. А. Переходное общество: наследие, традиции, опыт. М. : Российский Юридический Издательский Дом, 1999. 95 с.
  7. Фролова С. В. Социально-психологическая концепция приверженности личности стране: дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2020. 504 с.
  8. Сорокин П. А. Амнезия и новые Колумбы // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992. № 4. С. 48–61.
  9. Бьюкенен П. Дж. На краю гибели / пер. с англ. М. Башкатова. М. : АСТ, 2008. 349 с.
  10. Емельянова Т. П. Социальные представления и символический копинг в условиях культурной травмы // Макропсихология современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2009. С. 85–136.
  11. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6–16.
  12. Shils E. Tradition and liberty: antinomy and interdependence // Ethics. 1958. Vol. 68, № 3. P. 153–165.
  13. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург : Деловая книга, 1995. 348 с.
  14. Шпет Г. Г. Психология социального бытия / под ред. Т. Д. Марцинковской. М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 492 с.
  15. Маслоу А. Психология бытия. М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 1997. 300 с.
  16. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 512 с.
Поступила в редакцию: 
20.09.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2022