Образец для цитирования:

Пашкова Я. А. Структура групповой субъектности семьи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 201-206. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-201-206


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
159.9:316.356.2
Язык публикации: 
русский

Структура групповой субъектности семьи

Представлен авторский подход к проблеме структуры субъектности семьи как группы. Впервые субъектность семьи рассматривается как динамическое социально-психологическое свойство, в структуре которой выделены возможность, готовность и способность семьи быть субъектом. Возможность быть субъектом выражается в семейном потенциале, создающем семье перспективу приобрести статус группового субъекта. Готовность быть субъектом обнаруживается как система характеристик семьи, позволяющих ей реализовать свой субъектный потенциал. Способность быть субъектом представляет собой такие субъектные характеристики семейной группы, которые обеспечивают владение ею совокупностью способов и приемов самореализации в качестве единого субъекта жизнедеятельности. Методологией исследования выступает субъектный подход к группе. В пилотажном эмпирическом исследовании выявлены особенности структуры групповой субъектности семьи на таких этапах ее развития, как формирование и расцвет. Возможность быть субъектом на обоих этапах семья проявляет в одинаковой степени умеренно. Готовность быть субъектом отсутствует на этапе формирования, но выражена довольно ярко на этапе расцвета семьи. Эта же тенденция установлена относительно способности семьи быть субъектом, а именно относительно ее деятельностных и «отношенческих» аспектов. Что касается рефлексивных и идентификационных аспектов способности семьи быть субъектом, то они выражены на этапе расцвета семьи, а на этапе формирования не зафиксированы. 

Литература
  1. Гайдар К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2013. 396 с.
  2. Петрова М. А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. М. : Высшая школа, 2001. 160 с.
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1985. 797 с.
  4. Ким Т. К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 11. С. 95–98.
  5. Старобина Е. М. Об изучении реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 63–69.
  6. Волченкова Е. В. Готовность личности к семейной жизни : теоретико-методологические подходы // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 4. С. 101–104.
  7. Зудилина И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям : дис. … канд. психол. наук. Самара, 2008. 227 с.
  8. Гайдар К. М. Социально-психологическая диагностика группового субъекта : учебно-методическое пособие для вузов. Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012. 72 с.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate