Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Белых Т. В. Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 298-303. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 5)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2

Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации

Авторы: 
Белых Татьяна Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены данные статистического исследования с применением факторного анализа, позволившего выявить специфику межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов, различающихся по уровню проявления адаптации в стрессе. В нашем исследовании была поставлена цель – изучить особенности межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов, имеющих разный уровень риска дезадаптации в стрессовой ситуации. Использовались такие методы, как методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика структуры формально-динамических свойств личности В. М. Русалова, методика диагностики типологических свойств нервной деятельности Я. Стреляу, Фрайбургский личностный опросник, опросник для диагностики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса; факторный анализ данных статистики. В исследовании приняли участие 120 студентов вуза в возрасте 18–21 года. Его результаты дали возможность установить существенные различия в характере взаимодействия нейродинамических, психодинамических и личностных свойств в целостной структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации. Риск дезадаптации в стрессе согласно полученным данным определяется низкой биологически детерминированной ресурсностью личности, проявляющейся в слабой эргичности (выносливости), низкой пластичности и высоких показателях проявления эмоциональности в процессе социального взаимодействия и практической деятельности. Это создает условия для актуализации компенсации ресурсной недостаточности за счет проявления таких личностных особенностей, как невротичность, депрессивность и спонтанная агрессивность. Способность успешной адаптации к стрессу, напротив, обеспечивается нейро- и психодинамической ресурсностью, но при повышении уровня эмоциональной лабильности усиливается склонность к использованию компенсаторных реакций в стрессовой ситуации. В обеих сравниваемых выборках при усилении способности к контролю за эмоциональной сферой повышается способность использовать оптимальные для конкретной ситуации способы совладания со стрессом, что может быть использовано в практике оказания психологического консультирования для студентов с разным уровнем риска дезадаптации в стрессовой ситуации.

Список источников: 

1. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : Избранные психологические труды / под ред. Е. А. Климова. Воронеж, 1996. 448 c.

2. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2000. 136 с.

3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. 328 с.

4. Газиева М. З. Развитие структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов : автореф. дис… канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. 21 с.

5. Гойя Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1991. 20 с.

6. Гордецова И. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших школьников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып. 2. С. 71-78.

7. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999. 327 с.

8. Макарова К. В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1992. 20 с.

9. Мищенко Л. В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1993. 21 с.

10. Найманов А. Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1991. 20 с.

11. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-izucheniya-lichno... (дата обра- щения: 03.04.2019).

12. Краснова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 768-770.

13. Ильева Н. С. Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности руководителей средних специальных учебных заведений : автореф. дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2009. 22 с.