Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Вениг С. Б., Ворошилов С. А., Дубовская Е. Н. Современные проблемы функционирования систем менеджмента качества в высших учебных заведениях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 98-102. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-1-98-102

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 52)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.1

Современные проблемы функционирования систем менеджмента качества в высших учебных заведениях

Авторы: 
Вениг Сергей Борисович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Ворошилов Сергей Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Дубовская Екатерина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена вопросам актуальности наличия в высшем учебном заведении системы менеджмента качества. Рассмотрены вопросы, связанные с влиянием позиционирования высшего учебного заведения в системе образования на набор основных процессов. Подчеркнута связь цели стратегического развития высшего учебного заведения с набором процессов его деятельности. Представлена процедура выборов процессов, их описания, показателей результативности, динамики расширения области сертификации СМК. На примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского показана одна из возможностей по управлению документированной информацией. Обсуждены принципы построения системы управления документированной информацией, ее классификации. Приведены элементы системы управления документацией высшего учебного заведения, ее классификация, основы группировки и обозначения документов по отличительным признакам. Подчеркнута важность обучения персонала для обеспечения эффективности и результативности системы менеджмента качества. Описаны принципы выбора направлений подготовки для различных категорий персонала. В качестве примера представлена структура двух программ повышения квалификации по управлению документацией и внутреннему аудиту СМК.

Список источников: 

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования». М., 2001. 22 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению». М., 2001. 54 с.

3. Азарьева В. В., Круглов В. И., Пузанков Д. В., Соболев В. С., Соловьев В. П., Степанов И. В., Степанов С. А., Ященко В. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб., 2006. 408 с.

4. Листопадова Е. В. Система менеджмента качества в высших учебных заведениях : к истории вопроса // European Social Science Journal. 2012. № 12-1 (28). С. 104-109.

5. Назарова С. И. Формирование системы менеджмента качества образования в высшем учебном заведении // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 96-100.

6. Чумаченко А. Н., Вениг С. Б., Ворошилов С. А., Елина Е. Г., Захарова Т. Г. В центре внимания СМК : опыт Саратовского государственного университета // Стандарты и качество. 2015. № 11 (941). С. 40-41.

7. Ананченко И. В. Политика и цели в области качества : нужны ли они вузу? // Экономист года 2016 : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конкурса. 2016. С. 55-58.

8. Серебренников С. С., Харитонов С. С., Бородулин А. Л. Индустрия 4.0 : перезагрузка вузовского образования // Стандарты и качество. 2018. № 10. С. 88-90.

9. Вениг С. Б., Винокурова С. А. Анализ требований заинтересованных в образовании сторон для обеспечения его качества // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. 2011. № 4 (18). С. 500-502.

10. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2015. 23 с.

11. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М., 2015. 23 с.