Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Лазарева Л. В., Сарма Б. Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 431-437. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-4-431-437, EDN: MGUEUW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.614:378.4-057.875=21(470+571)
EDN: 
MGUEUW

Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе

Авторы: 
Лазарева Лана Викторовна, Пензенский государственный университет
Сарма Бисваджоти, Профессиональный университет Апекс
Аннотация: 

Во введении отмечается рост образовательной миграции и актуальность создания условий для успешной социально-психологической адаптации иностранных студентов в России. Теоретический анализ выявляет современные проблемы адаптации иностранных студентов в разных странах. Среди различных форм работы с иностранными студентами выделяется групповое культурно-сензитивное консультирование, способное помочь актуализировать адаптационные ресурсы личности за счет погружения в социо-культурную среду страны образовательной миграции. Эмпирический анализ позволил получить результаты сравнительного исследования динамики личностных свойств иностранных студентов до и после группового культурно-сензитивного консультирования. В исследовании участвовали 30 индийских студентов-первокурсников Пензенского государственного университета. Для изучения личностных свойств применялись Фрайбургский личностный опросник, Образно-ассоциативный тест «Образ родной страны – образ зарубежья» (С. В. Фролова), опросник «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л. В. Янковский). Выявлены достоверно значимые положительные изменения состояний личности испытуемых (снижение уровня нейротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности). В Заключении формулируются выводы об эффективности группового культурно-сензитивного консультирования в социально-психологической адаптации иностранных студентов, которое способствует их активному вхождению в новую социо-культурную среду страны образовательной миграции. Отмечен рост интегрированности личности как с российской, так и с индийской культурой.

Список источников: 
  1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 480 с.
  2. Carmona C., Van der Zee K. I., Van Oudenhoven J. P., Hernaiz-Agreda N. Intercultural competences and selfidentity as key factors to adaptation / C. Roland-Levy, P. Denoux, B. Voyer, P. Boski, W. K. Gabrenya Jr. , eds. by // Unity, diversity and culture. Proceedings from the 22nd Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. URL: https://scholarworks.gvsu.edu/iaccp_papers/207 (дата обращения: 02.10.2023).
  3. Yu B., Bodycott P., Mak A. S. Language and interpersonal resource predictors of psychological and sociocultural adaptation: International students in Hong Kong // Journal of Studies in International Education. 2019. № 23 (5). P. 572–588. https://doi.org/10.1177/1028315318825336
  4. Fenech R., Baguant P., Abdelwahed I. Cultural learning in the adjustment process of academic expatriates // Cogent Education. 2020. Vol. 7, iss. 1. https://doi.org/10.1080/2331186X.2020.1830924
  5. Sobkowiak P. Developing intercultural identity on a sojourn abroad: A case study // Studia Anglica Posnaniensia. 2021. № 56 (1). P. 149–179. https://doi.org/10.2478/stap-2021-0029
  6. Biserova G. K., Shagivaleeva G. R. Socio-Psychological adaptation of international students to learning and professional activities // Space and Culture, India. 2019, no. 6 (5), pp. 99–114. https://doi.org/10.20896/saci.v6i5.411
  7. Yang F., He Y., Xia Z. The effect of perceived discrimination on cross-cultural adaptation of international students: Moderating roles of autonomous orientation and integration strategy // Curr Psychol. 2023. № 42. P. 19927–19940. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03106-x
  8. Luo M., Zhang X. Research status about influence factors of international students’ cross-cultural adaptation with different models // Open Journal of Social Sciences. 2021. № 9. P. 51–63. https://doi.org/10.4236/jss.2021.96006
  9. Bender M., van Osch Y., Sleegers W., Ye M. Social support benefi ts psychological adjustment of international students // J. Crosscultural Psychol. 2019. № 50. P. 827–847. https://doi.org/10.1177/0022022119861151
  10. Shu F., Ahmed S. F., Pickett M. L., Ayman R., McAbee S. T. Social support perceptions, network characteristics, and international student adjustment // International Journal of Intercultural Relations. 2020. Vol. 74. P. 136–148. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.11.002
  11. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the infl uence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development // Internat. J. Intercult. Relat. 2018. Vol. 63. P. 1–16. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.11.002
  12. Bethel A., Szabo A., Ward C. “Parallel lives: Predicting and enhancing connections between international and domestic students” // Multi-Dimensional Transitions of International Students to Higher Education / ed. by D. Jindal-Snape, B. Rienties. London : Taylor&Francis, 2016. P. 21–36.
  13. Павлюк Л. В. Международные проблемы академической адаптации иностранных студентов // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 63–68.
  14. Неклюдова В. В. Владение русским языком как условие адаптации иностранных студентов (на примере студентов Пермской ГСХА) // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики: материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, 13 ноября 2015 г.). Пермь : Прикамский социальный институт, 2015. С. 241–246.
  15. Бортникова Л. В., Наговицын Р. С. Роль студентатьютора в адаптации иностранных студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 7 (221). С. 49–51. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.07
  16. Лазарева Л. В. Неформальные объединения иностранных студентов российских вузов как фактор их социальной адаптации // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. 2019. № 1 (6). С. 54–58.
  17. Фролова С. В. Социально-психологическая концепция приверженности личности стране: дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2020. 504 с.
  18. Фролова С. В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране. М. : Академический проект, 2017. 153 с.
Поступила в редакцию: 
25.09.2023
Принята к публикации: 
13.11.2023
Опубликована: 
25.12.2023