Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Потапова Ю. В. СЕПАРАЦИОННЫЙ СТАТУС И СТАЖ КАК ФАКТОРЫ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 207-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-207-210

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 29)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

СЕПАРАЦИОННЫЙ СТАТУС И СТАЖ КАК ФАКТОРЫ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы: 
Потапова Юлия Викторовна, Омский государственный медицинский университет
Аннотация: 

В статье приводится анализ когнитивного компонента ситуации 
сепарации студентов медицинского вуза с родителями в период 
их адаптации к самостоятельной жизни. Для исследования ког-
нитивной  оценки  ситуации  сепарации  студентов  от  родителей 
используется специально подготовленный семантический диф-
ференциал. Сравнительный анализ оценок ситуации сепарации 
студентами  разных  групп  (N  =  687),  имеющих  разный  сепара-
ционный статус (факт отдельного проживания от родительской 
семьи) и стаж (время отдельного проживания), показал отличия 
в когнитивной оценке ситуации сепарации, касающиеся стрессо-
генности, соревновательности и равенства позиций участников 
взаимодействия. При этом наибольшее равноправие в отноше-
ниях с другими людьми прогнозируют студенты старших курсов, 
живущие совместно с родителями. Большая стрессогенность си-
туации у студентов младших курсов, обладающих постсепараци-
онным статусом, а наибольшая соревновательность – у младших 
испытуемых, живущих в родительских семьях. Студенты старших 
курсов, длительное время живущие самостоятельно, весьма уме-
ренны  в  оценках  ситуации  по  всем  исследуемым  параметрам. 
Данные результаты иллюстрируют характерные особенности си-
туации, которую можно воспринимать и как кризисное событие 
в жизни молодого человека, и как психологический ресурс для 
развития его личности.

Список источников: 

1.  Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Стрессы семейных 
отношений : тенденции и эффекты совладания // Со-
циальная и экономическая психология. 2016. № 1. 
С. 174–195. 
2.  Трифонова С. А. Психология социальных ситуаций : 
учеб. пособие. Ярославль, 2004. 91 с. 
3.  Мясищев  В.  Н.  Личность  и  неврозы  /  под  ред. 
А. А. Бодалева. М., 2003. 100 с.
4.  Прохоров А. О., Артищева Л. В. Образ психического 
состояния : динамические и структурные характери-
стики // Экспериментальная психология. 2012. Т. 2, 
№ 2. С. 63–73. 
5.  Аронсон  Э.  Общественное  животное.  СПб.,  2006. 
416 с.
6.  Малeнова А. Ю. Экзамен как модель формирования 
копинг-поведения личности в ситуациях оценива-
ния // Социальная психология в образовании : про-
блемы и перспективы : сб. материалов междунар. 
науч.-практ. конф. Саратов, 2007. С. 239–243.