Образец для цитирования:

Черникова Т. В. Рефлексивно-вербальные индикаторы эмоционального выгорания учителя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-76-82


Рубрика: 
УДК: 
159.9.075
Язык публикации: 
русский

Рефлексивно-вербальные индикаторы эмоционального выгорания учителя

Нарушения эмоционального здоровья учителей традиционно анализировались через показатели выгорания, соотнесенные с индивидуальными характеристиками личности или стрессогенными факторами труда, к которым в настоящее время отнесен инклюзивный компонент школьного образования. Способы изучения выгорания во взаимосвязи с психофизиологическими чертами личности, темпераментом и характером в настоящее время отходят на второй план. Формирующаяся исследовательская тенденция связывает эмоциональное выгорание с нарушениями в нравственной сфере личности. Материалы статьи подготовлены в логике исследований последних лет, где эмоциональное выгорание рассматривается как комплексное динамическое явление, имеющее ценностно-нравственные предпосылки и основания. Анализ проективных сочинений (профессиональных эссе) 79 учителей показал разнонаправленность рефлексивно-вербальных индикаторов высокого и низкого уровней выгорания. Для учителей с высокими показателями выгорания характерно смещение рефлексивно-речевых формул в сторону оценки учительского труда и профессионального окружения (интеллектуальный тип рефлексии). Благоприятные показатели эмоционального здоровья сопровождаются смещением рефлексивных суждений в сторону поиска ресурсов собственного развития и предоставления их для развития других людей (личностный тип рефлексии). Таких педагогов следует привлекать к работе в группах эмоциональной взаимопомощи.

Литература

1. Здоровая личность / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2013. 400 с.

2. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности : защитно-совладающий аспект // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. № 5 (133). С. 175–181.

3. Уразаева Ф. Х., Нурмухаметова А. А., Уразаев К. Ф., Найденова Л. М. Психологические особенности формирования эмоционального выгорания педагогов // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 119–120.

4. Латыпов И. В. Индивидуальные особенности эмоционального выгорания педагогов // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12, № 5 (2). С. 365–367.

5. Костин Е. Ю. Исследование эмоционального выгорания педагогов, взаимодействующих с детьми со сложной структурой дефекта // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 134–136.

6. Редина Т. В. Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений // Знание, понимание, умение. 2010. № 1. С. 222–227.

7. Наличаева С. А. Связь самоактуализации и профессионального выгорания педагогов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 134–139.

8. Ожогова Е. Г. Взаимосвязь «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2008. 24 с.

9. Ножичкина Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов : проблемы и способы коррекции // Среднее проф. образование. 2009. № 6. С. 66–68.

10. Курапова И. А. Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3. Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 209–214.

11. Черникова Т. В. Усталость – не помеха // Директор школы. 2017. № 2. С. 104–111.

12. Черникова Т. В., Болучевская В. В. Психология эмоционального выгорания. Волгоград, 2014. 296 с.

13. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. С. 63–64.

14. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.

15. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 35–42.

16. Семенов И. Н. Рефлексивно-творческий подход в профессиональном непрерывном образовании (методология взаимодействия психологии, акмеологии, педагогики и антропогогики). Бийск, 1994. 160 с.

17. Степанов С. Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций). М. ; Петрозаводск, 1996. 170 с.

18. Иванова Л. В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. 2015. № 5. С. 101–105.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: