Для цитирования:
Шумовская О. А. Психологическая компетентность студентов специальности «Акушерское дело» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 89-93. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-89-93
Психологическая компетентность студентов специальности «Акушерское дело»
Акушерство является медицинской областью, в которой психологическая компетентность специалиста играет особую роль, учитывая тесную психосоматическую взаимосвязь, характерную для перинатального периода. Однако на современном этапе вопрос формирования психологической компетентности в период профессионального обучения студентов специальности «Акушерское дело» является практически неизученной областью. Статья посвящена изучению особенностей психологической компетентности будущих акушерок. В качестве метода исследования нами применялась специально разработанная анкета, направленная на изучение уровня сформированности психологической компетентности. По результатам исследования было выявлено, что для большинства будущих акушерок характерны низкие уровни сформированности знаний в области психологии беременности, родов, послеродового периода, а также навыков оказания психологической поддержки в указанные периоды. Наиболее проблемными темами для будущих акушерок были: особенности состояния сознания женщины в родах, послеродовая депрессия, психофизиологические методы обезболивания в родах. Самые сложные ситуации в плане оказания психологической поддержки для студентов заключались в следующем: предстоящая болезненная медицинская процедура, выявление у женщины наличия порока развития плода, жалобы на болезненные ощущения в родах. При этом, несмотря на недостаточную сформированность психологических знаний и навыков, у большинства студентов отмечались мотивационная готовность к оказанию психологической поддержки в акушерской деятельности и желание получить дополнительное обучение в рамках данной области. Настоящее исследование демонстрирует значимость дополнительной психологической подготовки будущих акушеров, которая должна включать основные темы перинатальной психологии: психологические основы периода беременности, родов, послеродового периода, формирование практических навыков оказания психологической поддержки пациентам в акушерской деятельности, особенно в кризисных перинатальных ситуациях.
- Николаева Т. В. Условия формирования психологической готовности студентов-медиков к профессиональной деятельности // Вестн. Смоленской гос. мед. академии. 2009. № 4. С. 85–86.
- Глущенко М. В., Кудрявая Н. В. Место психологии в профессиональной подготовке врача : гуманитарное приложение или составляющая профессиональной идентичности // Ярославский психологический вестник. 2004. Вып. 11. С. 86–87.
- Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1081–1083. URL: https://moluch.ru/archive/104/24549/ (дата обращения: 18.02.2019).
- Карасева А. Э., Киселев В. Д., Фадеева Н. И. Психологические особенности женщин с диагнозом слабости родовых сил // Акушерство и гинекология. 2001. № 1. С. 44–45.
- Коваленко Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов : Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2001. 318 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.