Для цитирования:
Ланг П. П. Проблема свободы: значение теоретизации классической либеральной философии в становлении концепции компатибилизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 379-383. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-4-379-383, EDN: INFNHA
Проблема свободы: значение теоретизации классической либеральной философии в становлении концепции компатибилизма
Введение. Многие современные дискуссии о свободе воли сводятся к противостоянию компатибилизма и инкомпатибилизма. Стремление первых связывать свободу воли личности с физической обусловленностью актуализирует проблему ответственности за моральные действия, производимые индивидом. Теоретический анализ. Проанализированы основные социально-философские рефлексии относительно свободы и ответственности в контексте теории либерализма XVII в. Концепции Т. Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы интерпретируются через призму рационального обоснования свободы, понимания взаимосвязи выбора человека и его действий. Парадигма нового мышления, созданная либеральными философами, позволила оценить значение свободы принципиально иначе – сточки зрения взаимодействия отдельного индивида и общества. Сравнительный анализ положений о свободе воли позволяет утверждать обострение проблемы моральной ответственности, обусловленной рациональным осознанием критериев свободного действия. Заключение. Идеи классических либерально мыслящих философов Нового времени выступили теоретическим основанием в становлении и развитии концепции компатибилизма, сторонники которой связывали свободу с необходимостью. Таким образом, можно говорить о преемственности, намеченной еще в античности – от свободы как «познанной необходимости» к ее пониманию как свободы воли.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М. : АСТ, 2006. 571 с.
- Васильев В. В. В защиту классического компатибилизма // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 64–76.
- Золотарева Т. Н. Проблемы реализации свободы в философии эпохи Возрождения и Нового времени // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 2 (38). С. 155–161.
- Гоббс Т. Левиафан. М. : Мысль, 2001. 478 с.
- Mae Q. T. The Hobbesian Concept of Freedom: Are we really free? // Polytechnic University of the Philippines. July 2021. URL: https://www.researchgate.net/publication/352992860_The_Hobbesian_
Concept_of_Freedom_Are_we_really_free (дата обращения: 15.12.2022). - Цанава Б. З. Эволюция концепции свободы в политической философии Томаса Гоббса // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15, № 4. С. 549–565. https://doi.org/10.21638/spbu23.219.408
- Локк Дж. Сочинения : в 3 т. Т. 1. М. : Мысль, 1985. 621с.
- Manda V. The Concept of Freedom in Locke // Filozofia. 2013. January. № 68 (2). P. 105–113.
- Абрамов М. А. Проблема свободы и свобод в Британской философии века Просвещения // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования / отв. ред. В. А. Кругликов. М. : Институт философии РАН, 1995. С. 26–43.
- Зорина Н. В. Идея свободной воли и аффекта в политико-правовой концепции Бенедикта Спинозы // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58). С. 25–32.
- Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М. : Госполитиздат, 1957. 727 с.
- Tippelt H. Being oneself and being self-conscious. Spinoza’s concept of freedom // E-LOGOS. 2020. № 27 (1). P. 56–70. https://doi.org/10.18267/j.e-logos.472
- Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей. М. : ТипоЛитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1911. 384 с.
- Чалый В. А. Ограничить вольность, чтобы освободить место свободе: либерализм, консерватизм и философия Канта // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 66–78.