Для цитирования:
Устьянцев В. Б., Орлов М. О., Листвина Е. В., Рязанов А. В. Проблема цифрового распознавания поведения личности в условиях современных вызовов: социально-философский и теологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 404-408. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-4-404-408, EDN: ENZNRV
Проблема цифрового распознавания поведения личности в условиях современных вызовов: социально-философский и теологический анализ
Введение. В статье рассматривается проблема цифрового распознавания личности как одно из измерений искусственного интеллекта (ИИ) с позиций социально-философского и теологического анализа. Теоретический анализ. Одна из отличительных черт научно-технического развития современного общества состоит в том, что различные системы ИИ из разряда фантастики, утопических проектов, инновационных разработок, опытных образцов и рыночных новинок перешли в разряд привычных и мало замечаемых элементов повседневной жизни. Данная технология, также известная как Интернет поведения, предполагает выявление и оценку поведения личности как с точки зрения соответствия требованиям, так и с точки зрения выявления шаблонов поведения личности, которые могут стать основанием для ее идентификации. Анализируются предпосылки и условия возникновения явления «големизация» личности, т.е. ее сведения к совокупности внешних физических действий и проявлений без учета внутренних мотивов как одного из рисков, нуждающихся в социальной философской и теологической рефлексии. Заключение. В рамках социально-философского и теологического дискурса цифровое распознавание поведения личности может иметь позитивное значение, так как повышает внимание к ответственности за свои поступки и потенциально ведет к снижению уровня преступности, а также негативное значение из-за возможности создания виртуальных идентичностей, отличающихся от истинной личности человека.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
- Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма : битва за человеческое будущее на новых рубежах власти. М. : Издательство Института Гайдара, 2022. 784 с.
- Gribbins M. L., Bonk C. J. An exploration of instructors’ perceptions about online proctoring and its value in ensuring academic integrity // British Journal of Educational Technology. 2023. Vol. 54, iss. 6. P. 1693–1714. https://doi.org/10.1111/bjet.13389
- Li L. Emotion Recognition of Foreign Language Teachers in College English Classroom Teaching // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 788552. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.788552
- Javaid M., Haleem A., Singh R. P., Khan S., Suman R. An extensive study on Internet of Behavior (IoB) enabled Healthcare-Systems: Features, facilitators, and challenges // BenchCouncil Transactions on Benchmarks, Standards and Evaluations. 2022. Vol. 2, iss. 4. P. 100085. https://doi.org/10.1016/j.tbench.2023.100085
- Li Y., Qi X., Saudagar A. K. J., Badshah A. M., Muhammad K., Liu S. Student behavior recognition for interaction detection in the classroom environment // Image and Vision Computing. 2023. Vol. 136. P. 104726. https://doi.org/10.1016/j.imavis.2023.104726
- Zhang L., Wang Y., Yan K., Su Y., Alharbe N., Feng S. Behaviour recognition based on the integration of multigranular motion features in the Internet of Things // Digital Communications and Networks. 2022. https://doi.org/10.1016/j.dcan.2022.10.011
- Шаткин М. А., Орлов М. О. Интернет поведения: виды, модели, принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39, вып. 2. С. 368–380. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.212
- Pantsar M. Developing Artifi cial Human-Like Arithmetical Intelligence (and Why) // Minds & Machines. 2023. Vol. 33, iss. 3. P. 379–396. https://doi.org/10.1007/s11023-023-09636-y
- Шаткин М. А. Агентность цифровых платформ: ценностный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 293–297. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-293-297