Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Крайнов А. Л. Постгуманизм и проблема бессмертия: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 14-18. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-1-14-18

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
101.1:316

Постгуманизм и проблема бессмертия: социально-философский анализ

Авторы: 
Крайнов Андрей Леонидович, Саратовский государственный аграрный университет
Аннотация: 

В статье анализируется проблема бессмертия в контексте философии постгуманизма, всегда волновавшая человечество. В сказках и мифах, религиозных системах и научных исследованиях она занимает центральное место, что обусловлено естественным стремлением человека жить вечно. В философии постгуманизма данная проблема обретает новые смыслы, переходя из чисто умозрительной метафизической области в сферу практики. Развитие НБИКС-технологий способствует этой метаморфозе. Такие процессы, как цифровизация, создание искусственного интеллекта, развитие генной инженерии, клонирование, проектирование киборгов и роботов-андроидов, крионизация, заставляют по-новому посмотреть на проблему бессмертия. Если в религиозном сознании бессмертие человека интерпретируется как духовное бессмертие, вечная жизнь после физической смерти тела, то в мировоззрении постгуманизма и иммортализма речь идет о телесном бессмертии, воплотить которое способны современные технологии. Таким образом происходит ценностная переориентация в сознании человека, смещающая акценты с будущей загробной жизни на текущую настоящую жизнь. В результате этого меняется не только восприятие жизни, но и вся модель социального поведения. Такие традиционные ценности, как семья и дети, гендерная идентичность и продолжение рода уходят на второй план, оставляя место ценностям постгуманизма, рассматривающим человека как промежуточный этап на пути к совершенству, т. е. к постчеловеку.

Список источников: 
  1. Фёдоров Н. Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение) // Фёдоров Н. Ф. Собр. соч. : в 4 т. М. : Прогресс, 1995. Т. 1. С. 388–441.
  2. Барышников П. Н. Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 1 (7). С. 98–127.
  3. Федюлина Е. В. Идея технологического бессмертия человека в философии постгуманизма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 4 (38). С. 84–92.
  4. Голландский студент решил продать в интернете свою «цифровую душу». URL: https://d-russia.ru/gollandskij-student-reshil-prodat-v-internete-svoyucifrovuyu-dushu.html (дата обращения: 12.09.2021).
  5. «Цифровую душу можно отправить в космос». Физик рассказал о близком будущем. URL: https://ria.ru/20180529/1521531962.html  (дата обращения: 12.09.2021).
  6. Яковлева Е. Л. Вектор движения : гуманизм – постгуманизм – трансгуманизм – техногуманизм – гуманизм // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 40–42.
  7. Гиренок Ф. И. Основные принципы дигитальной философии // Философия хозяйства. 2018. № 6 (120). С. 133–139.
  8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М. : АСТ, 2004. 349 с.
Поступила в редакцию: 
10.10.2021
Принята к публикации: 
20.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022