Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Гоголь С. С. Особенности социальных представлений студенческой молодежи о готовности, компетентности и самоэффективности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 309-315. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-3-309-315

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Особенности социальных представлений студенческой молодежи о готовности, компетентности и самоэффективности

Авторы: 
Гоголь Светлана Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Глобальные преобразования требуют от личности готовности к изменениям, способности принимать решения в ситуации неопределенности. Теоретический анализ. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что в зависимости от контекста готовность понимается по-разному. Психологическую готовность связывают с наличием знаний, умений, навыков, рассматривают как определенный уровень активности личности, состояние настроенности на предстоящую деятельность, особое эмоционально-волевое состояние, умение мобилизоваться перед началом деятельности. Имеет место некоторое пересечение значений понятий «готовность», «компетентность» и «самоэффективность». Эмпирический анализ. В ходе исследования выявлено, что в соответствии ссоциальными представлениями компетентность и самоэффективность предполагают наличие умений и навыков, связанных с определенной деятельностью, а самоэффективность - веру в себя, уверенность и мотивацию. Установлено пересечение понятий «готовность» и «компетентность» - оба содержат такие компоненты, как «уверенность» и «подготовленность», а готовность и самоэффективность обладают общими компонентами «уверенность», «подготовленность», «цель». Заключение. Проведенное исследование позволило расширить понятие о готовности как об особом состоянии, определяющемся решительностью, решимостью, уверенностью, твердостью, сосредоточенностью и спокойствием, включающем волевые качества и способность к мобилизации внутренних ресурсов для решения задачи или достижения цели.

Список источников: 
  1. Nathaniel K.-А. Readiness for Practice in Social Work Through a Constructionist Lens // Field Scholar. 2018. Vol. 8.2. C. 117–138.
  2. Киселева Д. Е., Кацеро А. А. Формирование психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни // Colloquium-journal. 2020. № 10 (62). С. 140–142. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2020-11657
  3. Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов – будущих психологов : к постановке проблемы // Концепт. 2021. № 11. С. 125–136. URL: http://e-koncept.ru/2014/14025.htm (дата обращения: 07.03.2022).
  4. Кирой В. Н., Щербина Д. Н., Чернова А. А., Денисова Е. Г., Лазуренко Д. М. Готовность российских студентов к дистанционным форматам обучения: существующее положение и перспективные задачи // Университетское управление : практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 80–97. https://doi.org/15826/umpa2021.02.016
  5. Ахмадеева Е. В. Психологическая готовность к самопредъявлению студентов в диалогическом взаимодействии // Вестник Башкирского университета. 2021. № 4. С. 1187–1191. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2021.457
  6. Чекалина М. С. Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 65–71. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-65-71
  7. Бубнова И. С. Психологическая готовность педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся // Личность и вызовы современности : интерпретация проблем различными научными школами : статьи Международной научной конференции / под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Майкоп : Адыгейский государственный университет ; Краснодар : Кубанский государственный университет, 2020. С. 326–329.
  8. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование, личность, общество. 2016. № 2. С. 6–16.
  9. Сизикова Н. В. Осмысленность деятельности как компонент психологической готовности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308. С. 167–168.
  10. Baker S. B., Foxx S. P., Akcal-Aydin P., Gavin W. R., Ashral A., Martinez R. R. Psychometric properties of the career and college readiness self-efficacy inventory // Ideas and research you can use: VISTAS 2017. 2017. С. 1–13.
  11. Гоголь С. С. Соотношение понятий «готовность», «компетентность», «самоэффективность» // Личность в ситуации социальных изменений : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Ю. Смирновой. Саратов : Издательский центр «Наука», 2021. С. 15–22.
  12. Рягузова Е. В. Когнитивные аспекты отношения студенческой молодежи к вакцинации от COVID-19 // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 2. C. 109–121. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.2.7
  13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Русский язык, 2006. 944 с.
  14. Панина А. Е. Эмоционально-волевая готовность личности : сущность и основные компоненты // Вестник магистратуры. 2021. № 5-5 (116). С. 82–84.
  15. Гут Ю. Н. Психологические предпосылки готовности к инновационной деятельности современных педагогов // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня : способности, образование, профессионализм. 2021. № 1. С. 221–226.
  16. Балдина М. Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Концепт. 2014. S25. С. 11–15. URL: http://e-koncept.ru/2014/14025.htm (дата обращения: 07.03.2022).
  17. Зимняя И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования : сборник научных трудов ; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург : СВ-96, 2012. Вып. 7. С. 7–15.
  18. Salman M., Ganie S. A., Saleem I. The concept of competence: A thematic review and discussion // European Journal of Training and Development. 2020. Vol. 44. Р. 717–742. https://doi.org/101108/ejtd-10-2019-0171
  19. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 2. С. 7–15. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-7-15
  20. Лызь Н. А., Истратова О. Н. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве : готовность и самоэффективность // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 661–680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680
  21. Салмина Н. Г., Звонова Е. В., Елизарова Е. Ю. Компоненты представлений о самоэффективности специалиста // Вестник университета. 2021. № 3. С. 177–182. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-177-182
  22. Tus J. Self–concept, self–esteem, self–effi cacy and academic performance of the senior high school students // International Journal of Research Culture Society. 2020. Vol. 4, № 10. С. 45–59.
Поступила в редакцию: 
25.03.2022
Принята к публикации: 
22.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022