Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


социальные представления

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

В статье представлен субъектно-социальный подход к анализу 
ситуации  инвалидности  на  примере  больных  сахарным  диа-
бетом.  Рассматривается  проблема  ресоциализации  больного 
и инвалида в социально-психологическом контексте, в системе 
внешних и внутренних детерминант. Раскрывается система пси-
хологических и социально-психологических факторов субъектив-
ной  составляющей  ситуации:  представления  о  роли  больного/
здорового человека и оценке качества жизни. Сделаны выводы 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ КАК АСПЕКТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье изложены результаты исследования образа будущего учащейся молодежи в аспекте её социального самоопределения. Представлены результаты эмпирического исследования соотношения образа представлений и социальной идентичности личности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РИСКЕ

В статье обсуждаются результаты анализа места и роли риска в системе социальных представлений; изучена структура социальных представлений о риске; проанализированы межпоколенные особенности восприятия риска. 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье представлены результаты эмпирических исследований
специфики отношения к закону и государству в разных условиях
профессиональной социализации. Автором выявлены стойкие и
значимые отличия в восприятии студентами государства и зако-
на, что является следствием разных условий первичной профес-
сиональной социализации.

Социальные представления студенческой молодежи о личности блогера

В статье представлены первые результаты эмпирического исследования особенностей социальных представлений студенческой молодежи о личности блогера. Учитывая возрастающую популярность и увлеченность молодежи блогосферой, можно говорить о том, что социальные представления (имидж) блогера как многоуровневый социально-психологический медиафеномен является одним из значимых в области формирования целостного представления личности о массмедиа. В исследовании приняли участие студенты Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО

В статье рассматривается проблема психологизма литературного творчества Л. Н. Толстого; представлены основные научно-психологические подходы к анализу литературных произведений. В работе последовательно проведены теоретический анализ психологизма творчества Л. Н. Толстого, эмпирическое исследование социально-психологических представлений студенческой молодежи о творчестве писателя. Выявлены основные составляющие «психологического реализма» творчества Л. Н. Толстого, такие как «диалектика души», «поток сознания», «эффект присутствия» и др.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К СИТУАЦИИ ТЯЖЕЛОГО, ИНВАЛИДИЗИРУЮЩЕГО СОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Представления о здоровье и болезни являются базовыми для самосознания человека, как в ситуации здоровья, так и в ситуации болезни. Выявление специфичности представлений о здоровом и больном человеке в ситуации тяжелого стигматизирующего заболевания имеет объяснительный характер и проясняет механизм выбора адаптационных стратегий. В исследовании выявлено, что для больного туберкулезом представления о здоровье выражают отношение к здоровью как к утраченной ценности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О МИРЕ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье обсуждаются особенности системно-диахронического подхода к анализу различных условий социализации личности. Проанализированы исследования социальных представлений о мире в различных условиях социализации молодежи. Показана перспективность изучения социальных представлений о мире в зависимости от условий социализации личности. Выделены и описаны ядерные компоненты влияния представлений молодежи о мире. Выявлены существенные различия представлений в зависимости от благоприятных/неблагоприятных условий социализации молодежи.

Особенности социальных представлений студенческой молодежи о готовности, компетентности и самоэффективности

Введение. Глобальные преобразования требуют от личности готовности к изменениям, способности принимать решения в ситуации неопределенности. Теоретический анализ. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что в зависимости от контекста готовность понимается по-разному. Психологическую готовность связывают с наличием знаний, умений, навыков, рассматривают как определенный уровень активности личности, состояние настроенности на предстоящую деятельность, особое эмоционально-волевое состояние, умение мобилизоваться перед началом деятельности.