Образец для цитирования:

Ярошенко Е. И. Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 83-88. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-83-88


Рубрика: 
УДК: 
159.944+316.6
Язык публикации: 
русский

Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход)

Статья посвящена эмпирическому исследованию особенностей проявления эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик работников уголовно-исполнительной системы, представленных в показателях удовлетворенности трудом и отношении к субъектам и объектам профессиональной деятельности в контексте социально-когнитивного подхода. Проверялась гипотеза о существовании связи особенностей проявления феномена эмоционального выгорания и психологического отношения к элементам профессиональной деятельности служащих пенитенциарных учреждений. Выборку составили сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области. В качестве психодиагностического инструментария использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В. В. Бойко, методика определения удовлетворенности трудом А. В. Батаршева, опросник «Оценка удовлетворенности работой» В. А. Розановой и методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С. В. Духновского. Установлено, что эмоциональное выгорание как социально-психологический феномен тесно связано с отношением индивида к объектам и субъектам трудовой деятельности. На эмоциональное выгорание личности влияют различные виды отношения индивида к элементам профессиональной деятельности на отдельных этапах развития данного феномена: на ранних этапах (фаза напряжения) наиболее значимым предиктором ЭВ является психологическое отношение индивида к объектам труда (удовлетворенность достижениями на работе), на позднем этапе ЭВ (фаза истощения) – психологическое отношение индивида к субъектам труда (личная и групповая удовлетворенность, удовлетворенность взаимоотношением с сотрудниками).

Литература

1. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 80‒86.

2. Ильин Е. П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности / под ред. Б. А. Ашмарина, Е. П. Ильина, Б. А. Петрова. Л., 1981. С. 4‒13.

3. Тутушкина М. К. Практическая психология : учебник. СПб., 2001. 368 с.

4. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М., 2014. 239 с.

5. Bandura A. Social Cognitive Theory of Mass Communication // Media Effects : Advances in Theory and Research / eds. J. Bryant, M. B. Oliver. N.Y., 2009. P. 94–124.

6. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-cognitive theory of personality assessment // Personality and Social Psychology Review. 2001. Vol. 5, iss. 1. P. 33–51.

7. Сироткина М. М. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей : результаты педагогического эксперимента // Весці БДПУ. Сер. 1. 2016. № 2. С. 30–34.

8. Бойко В. В. Психоэнергетика. CПб., 2008. 416 с.

9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

10. Уразаева В. А. (Розанова В. А.) Психология решения управленческих задач. М., 1989. 352 с.

11. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006. 51 с.

12. Черкасова М. А., Поздняков В. М. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 22–31.

13. Дебольский М. Г., Чернышкова М. П. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы // Учен. записки Рос. гос. социального ун-та. 2015. Т. 14, № 3 (130). С. 70–78.

14. Марийчук Е. О. Социально-психологические факторы профессионального выгорания молодых специалистов педагогических профессий // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 1. C. 1‒10.

15. Бойко В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2004. 474 с.

16. Lemyre P. N., Hall H. K., Roberts G. C. A social cognitive approach to burnout in elite athletes // Scand. J. Med. Sci. Sports. 2008. Vol. 18, iss. 2. P. 221‒234.

17. Schwarzer R., Greenglass E. Teacher Burnout from a Social-Cognitive Perspective : A Theoretical Position Paper // Understanding and Preventing Teacher Burnout a Sourcebook of International Research and Practice / ed. by R. Vandenberghe, A. M. Huberman. N.Y., 1999. P. 238–246.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: