Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ильин А. С. Научно-методологические основания становления и развития инклюзивного образования в научно-образовательном комплексе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 459-463. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-459-463, EDN: VYWKXH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
376.01(470+571)
EDN: 
VYWKXH

Научно-методологические основания становления и развития инклюзивного образования в научно-образовательном комплексе

Авторы: 
Ильин Андрей Сергеевич, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Аннотация: 

Введение. Создание условий для получения качественного образования каждым гражданином является приоритетной государственной задачей. Одним из путей ее решения является инклюзивная трансформация образования. В педагогической науке существует проблема недостаточного теоретико-методологического обоснования становления и развития инклюзивного образования, что приводит к многообразию инклюзивных образовательных практик и порою низкой их эффективности. Теоретический анализ. Анализ научных трудов позволил уточнить содержание основных категорий исследования, раскрыть сущность научно-образовательного комплекса. Новизна настоящего исследования заключается в комплексном обосновании теоретико-методологических оснований предмета изучения на различных уровнях методологического знания, которые представлены философскими направлениями – экзистенциализмом и конструктивизмом, экосистемным, феноменологическим, антропологическим, системо-мыследеятельностным и синергетическим подходами. Показано, что инклюзивному образованию по масштабам преобразований соответствует коллективный субъект деятельности. Заключение. Обоснованы теоретико-концептуальные основания развития инклюзивного образования, выявлены его сущностные характеристики становления; доказано, что для обеспечения данных процессов необходим коллективный субъект деятельности, и первостепенной становится задача формирования инклюзивного мышления и инклюзивной культуры профессионального педагогического сообщества.

Список источников: 
  1. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. C. 121–132. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110410, EDN: KZOFTE
  2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : ПСТГУ, 2013. 69 с.
  3. Ильин А. С. Исследование готовности учителя к работе в условиях инклюзии: в поисках практических решений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 84–89. https://doi.org/10.54509/22203036_2022_3_84, EDN: YVATCS
  4. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2022. 218 с.
  5. Мкртчян М. А. Возможности системо-мыследеятельностной методологии в осмыслении сущности будущей цивилизации // Коллективный способ обучения. 2013. № 13. С. 3–6.
  6. Богданова О. В. Конструктивное философствование: особенности и смыслы. Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. 222 с.
  7. Андриенко Е. В. Антропологический подход к проблемам образования // Проблемы современного образования. 2010. № 1 (3). С. 2–10. 
  8. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. М. : Студия Артемия Лебедева, 2018. 464 с.
Поступила в редакцию: 
18.04.2024
Принята к публикации: 
10.08.2024
Опубликована: 
25.12.2024