Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Лобанова Е. С. Концепция креативности в проблемном поле современной социальной философии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 390-393. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-4-390-393

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 16)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
101.1:316

Концепция креативности в проблемном поле современной социальной философии

Авторы: 
Лобанова Екатерина Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В настоящей статье рассматривается возрастающий интерес к концепции креативности среди научного сообщества междисциплинарного дискурса и месте креативности среди философских дисциплин. Концепт креативности анализируется через призму новизны, интеллектуального потенциала и креативного действия. В рамках социально-философского контекста категория креативности раскрывает свой потенциал на основе аксиологического подхода. Прослеживая уход от ценностей традиционного общества, необходимо констатировать, что в качестве новых выступают ценности, способствующие самовыражению человека, расширяющие границы его самоактуализации. Креативность как свойство социальной среды характерна для такого типа общества, в котором традиции не успели стать универсальной формой поведения, побуждая субъектов общества к перманентной рефлексии привычных образцов поведения, производству уникальных форм, оригинальному синтезу ранее известных идей и социальных практик. Являясь интегральным свойством социальной и культурной среды в целом, креативность в конечном итоге демонстрирует стремление человека к новизне и знаменует начало цифровой революции. Развитие креативности благодаря конкретно заданным внешним условиям способствует ее выявлению непросто в определенной научной среде, но и в обществе в целом, в рамках которого функционирует креативный класс.

Список источников: 
  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М. : Мысль, 1965. С. 433–457. URL: http://practicalthinking.narod.ru/psy_of_thinking_matushkin.pdf  (дата обращения: 16.02.2021).
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ. СПб. : Питер, 2012. 352 с.
  3. Голдберг Э. Креативный мозг. Как рождаются идеи, меняющие мир. М. : Эксмо, 2019. 384 c.
  4. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. 421 с.
  5. Йоас Х. Креативность действия. СПб. : Алетейя, 2005. 320 с.
Поступила в редакцию: 
23.05.2021
Принята к публикации: 
13.09.2021
Опубликована: 
24.12.2021