Для цитирования:
??? КОМПОНЕНТЫ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 228-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-228-234
КОМПОНЕНТЫ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена описанию компонентов, критериев и уровней речемыслительной деятельности старших школьников, определено, что понимается под этими понятиями. В определении критериев активности был сделан акцент на компонентном составе речемыслительной деятельности в процессе активизации. Обобщенный фактический материал позволил выделить и описать эти компоненты – мотивационный, содержательный и процессуально-творческий. Названия, присвоенные каждому из них, были обоснованы пониманием сущности и структуры речемыслительной деятельности: она всегда имеет мотивацию, представляет собой процесс, в котором личность проявляет себя, и направлена на достижение результата. Внутри каждого компонента были определены критерии, по которым их можно оценить. На основании компонентов и критериев были выделены уровни активизации речемыслительной деятельности: непродуктивный, частично-продуктивный и творческий – и описаны их показатели. Уровни и показатели позволяют оценить, изменяется ли речемыслительная деятельность старших школьников или находится в периоде стагнации во время формирующего эксперимента под воздействием определенных педагогических условий. С помощью компонентов, критериев и уровней речемыслительной деятельности можно оценить эффективность действий педагога, применяемых им методов, средств, приемов, форм или создаваемых педагогических условий, которые направлены на улучшение этой деятельности. Необходимость активизации речемыслительной деятельности обоснована требованиями современного общества и образования к будущему абитуриенту и работнику.
1. Богоявленская Д. Б. Метод исследований уровней интеллектуальной активности // Вопр. психологии. 1971. № 1. С. 144–146.
2. Вергасов В. М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1985. 174 с.
3. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1 (3). С. 63–74.
4. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. 1982. № 4. С. 5–17.
5. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. 382 с.
6. Чугунова Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л., 1986. 160 с.
7. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967. 264 с.
8. Тихомиров O. K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. 303 с.