Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Михайлова И. В. Изучение русского языка как иностранного в техническом вузе в аспекте культурно-ориентированного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 354-358. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-354-358, EDN: SDFNHF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 23)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81.139
EDN: 
SDFNHF

Изучение русского языка как иностранного в техническом вузе в аспекте культурно-ориентированного подхода

Авторы: 
Михайлова Ирина Викторовна, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Аннотация: 

Введение. В статье рассматривается вопрос изучения русского языка как иностранного в техническом вузе в аспекте культурно-ориентированного похода. Теоретический анализ материала по данной проблеме позволяет отметить актуальность данного исследования и сформулировать вывод о необходимости использования культурно-ориентированного подхода в техническом вузе, благодаря которому иностранцы могут быть адаптированы к иноязычной социокультурной среде. Выделяется ряд проблем, препятствующих эффективному усвоению русского языка. Эмпирический анализ, основанный на методах практического наблюдения и сравнения уровня языковой подготовки иностранных студентов, позволяет обозначить условия успешного обучения иностранных студентов в российских университетах и некоторые трудности, преодоление которых помогает стимулировать процесс обучения. Определяется особая роль преподавателя русского языка как иностранного. В качестве иллюстративного примера приводится краткое описание подготовки практического занятия-экскурсии, позволяющего иностранным студентам погрузиться в иноязычную культуру. В заключении делается вывод, согласно которому культурно-ориентированный подход является одним из основных при обучении иностранных учащихся русскому языку, так как он формирует у них уважение к иноязычной культуре и способствует всестороннему развитию личности.

Список источников: 
  1. Леонтьев А. А. Язык не должен быть «Чужим» // Вопросы психолингвистики. 2007. № 6. С. 9–12.
  2. Худобина О. Ф., Мирюгина Н. А., Коняева Н. В. Культурно- ориентированный подход к обучению русскому языку как иностранному в системе предвузовской подготовки иностранных слушателей // Сервис Plus. 2018. Т.12, № 4. С. 97–103. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10410
  3. Фомина Т. К., Гончаренко Н. В. Русский язык как иностранный в контексте межкафедральной интеграции в медицинском вузе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 4. С. 68–74. https://doi.org/10.22412/1999-5644-11-4-9-4
  4. Худобина О. Ф. Психологические барьеры в процессе билингвального обучения в вузе и факторы их преодоления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 4. С. 99–103.
  5. Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: Интериоризация профессиональных ценностей: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2004. 46 с.
  6. Ларионова А. Проблемы коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку иностранных слушателей на уровне предвузовской подготовки // Филология и культура. 2017. № 3 (49). С. 257–263.
  7. Калашникова С. Б. Интенсификация предвузовской подготовки иностранных студентов на основе личностной ориентации обучения: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 211 с.
Поступила в редакцию: 
07.03.2023
Принята к публикации: 
09.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023