Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дельвиг Н. А. Изменение содержания морского образования в связи с проведением в России военной реформы в 1860–1870-х годах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 103-107. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-1-103-107

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 55)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
355.231.4:94(47)“186”

Изменение содержания морского образования в связи с проведением в России военной реформы в 1860–1870-х годах

Авторы: 
Дельвиг Наталья Андреевна, Севастопольский государственный университет
Аннотация: 

Период второй половины XIX в. в России был отмечен значительными переменами, затронувшими практически все сферы общественной и политической жизни. Реформы 1860–1870-х гг. стимулировали развитие капиталистических отношений, что, в свою очередь, не могло не отразиться и на развитии военной промышленности, укрепляя потенциал обороноспособности государства и оказывая непосредственное влияние на изменение содержания военного образования в целом. В статье исследуется взаимосвязь проводимых в России военных реформ и процесса развития морского образования в государстве; изучается влияние значимых исторических событий на модернизацию содержания военного образования и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в морских учебных заведениях различного уровня. В ходе историко-педагогического анализа использовался ряд определенных методологических подходов, основными из которых являются: системный подход, позволяющий проследить динамику изменения содержания образования; теория социально-общественной обусловленности морского образования, дающий возможность выявить социально-педагогические условия воспитания и обучения будущих морских офицеров; психолого-педагогическая концепция деятельности, доминирующая в процессе формирования личности будущего морского офицера. Формулируется вывод: в исследуемый период в целях подготовки квалифицированных моряков были предприняты кардинальные меры по оптимизации обучения и воспитания военных морских специалистов, отвечающих требованиям технического прогресса и высокого социального статуса.

Список источников: 

1. Королев М. А. Преобразование армии и флота Российской империи в контексте военных реформ : вторая половина XIX – начало XX вв. : дис. … канд. ист. наук. М., 2009. 214 с.

2. Алёхин И. А., Чистяков A. B. Система военного образования в Российской империи (вторая половина XIX – начало XX века). М., 2011. 241 с.

3. Путятин Е. В. Соображения об устройстве морского воспитания на новых началах // Морской сборник. 1859. Ноябрь. Т. XLIV, № 11. C. 85-92.

4. Данченко В. А., Калашников Г. Н. Школа русской военной элиты. Центрполиграф. 2007. 463 с.

5. Гурковский В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII –начало XX вв.) // Образование и общество. 2002. № 1. C. 19-24.

6. Дрозд Е. В., Свиридов В. А., Чухлебова И. А. Роль Главного управления военно-учебными заведениями в руководстве учебно-воспитательным процессом военно-учебных заведений России // Вестн. Воронежского Военного авиационного инженерного ун-та. 2010. Т. 2, № 2. С. 204-214.

7. Обзор педагогической литературы // Морской сборник. 1857. Январь. Т. XXVII. № 1. С. 81-84.

8. Захарова Е. Г. Основные тенденции развития системы морского образования в России конца XIX – начала XX веков // Морское образование. 2011. № 2. C. 248-255.

9. Яковлева Л. В. Система воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Российской империи // Инновации в образовании. 2010. № 10. C. 129-137.