Для цитирования:
??? ХАЙДЕГГЕР, НИГИЛИЗМ И ЗАВЕРШЕНИЕ ОНТО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЕКТА МОДЕРНА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 393-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-393-397
ХАЙДЕГГЕР, НИГИЛИЗМ И ЗАВЕРШЕНИЕ ОНТО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЕКТА МОДЕРНА
В статье рассматривается различие философских проектов модернизма и постмодернизма посредством анализа понятия онто-историчности характерного для модернистского типа он- тологического мышления. Утверждается, что хайдеггеровская философия бытия выступает в качестве пограничного состояния между онтологическими поисками модерна и их восприятием со- временной онтологией, что и определяет ее значение. Анализи- руется критика М. Хайдеггером тезисов о бытии в классической онтологии и критика фундаментальной онтологии со стороны философии постмодернизма и деконструкции. Показана взаи- мосвязь онто-историзма с трактовкой нигилизма в философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера. Выявляется специфика модернистско- го и постмодернистского типов отношения к истории философии, нигилизму и преодолению метафизики. Таким образом, в случае с модернизмом и постмодернизмом перед нами предстают два типа современности, разделяемые своим отношением к истории. В модернизме речь идет о своего рода «эвклидовой геометрии» линейной истории, продолжающей себя в будущее. Постмодер- низм понимает историю нелинейно, смешивая разные историче- ские пласты, допуская возможность начинать историю с любого места в рамках преодоления модернистского мифа об абсолют- ности начала. Современное состояние философии понимается как ситуация завершения онто-исторического проекта модерна
1. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001. 448 с.
2. Малкина С. М. Преодоление метафизики и судьба бытия в философии М. Хайдеггера // Учен. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 1. С. 66–77.