Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Чурекова Т. М., Омельченко Е. А. Характеристики рефлексивного компонента культуры самовыражения студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 354-358. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-3-354-358

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 14)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378+159.925

Характеристики рефлексивного компонента культуры самовыражения студентов

Авторы: 
Чурекова Татьяна Михайловна, Кемеровский государственный институт культуры
Омельченко Елизавета Александровна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Современная профессиональная деятельность предполагает активное использование человеком рефлексии, с тем чтобы найти «точки роста» для успешного выстраивания собственной карьеры. Соответственно, особую значимость приобретает задача содействия преподавателями развитию рефлексивных умений студентов в период профессиональной подготовки. В статье представлен авторский взгляд на ее решение, состоящий в рассмотрении этих умений, входящих в состав рефлексивного компонента культуры самовыражения обучающихся. Цель статьи – описание их характеристик. Для ее достижения проведено исследование, в котором участвовали 120 студентов Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. На основании полученных данных выявлены такие характеристики рефлексивного компонента культуры самовыражения, как преобладание рефлексии в отношении своей деятельности в сравнении с осмыслением профессионально важных качеств или поведения, наличие трудностей при попытке поставить себя на место другого человека, при анализе причин своих неудач или успехов. Чаще применяется интроспекция, чем квазирефлексия или системная рефлексия. Самооценка большинства студентов адекватная. Присутствуют затруднения при оценке выполнения разных элементов осваиваемой профессиональной деятельности. Авторами сделан вывод о необходимости проведения специальной работы над совершенствованием характеристик рефлексивного компонента культуры самовыражения обучающихся в процессе профессиональной подготовки.

Список источников: 
  1. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57.
  2. Шорина А. В. Рефлексивные умения как атрибут системы высшего образования в условиях цифровой экономики // Наука и общество. 2020. № 2. С. 107–112.
  3. Леонтьев Д. А., Лаптева Е. М., Осин Е. Н., Салихова А. Ж. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности // Рефлексивные процессы и управление : сборник материалов VII Международного симпозиума. М. : Когито-центр, 2009. С. 145–150.
  4. Столяренко Л. Д. Основы психологии : практикум. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 704 с
Поступила в редакцию: 
26.12.2020
Принята к публикации: 
05.07.2021
Опубликована: 
30.09.2021