Образец для цитирования:

Ломако О. М. Генеалогия гендера: социально-философские аспекты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 134-137. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-134-137


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
316.346.2:1
Язык публикации: 
русский

Генеалогия гендера: социально-философские аспекты

Статья посвящена социально-философскому анализу пола и гендера сравнительно-историческим методом генеалогии в единстве биологического, социального и символического измерений. Анализируется возникновение, релевантность и история отношений «мужского» и «женского». Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы возникновения гендера в социальной действительности. Она включает в себя историю и традицию, мифологию и метафизику. «Мужское» и «женское» понимаются как социально-онтологические конститутивные начала культурной картины мира. Различие пола и гендера рассматривается как фундаментальная характеристика социального порядка. Если пол обозначает физические, телесные различия между мужчиной и женщиной, то гендер включает их психологические, социальные и культурные особенности. Бинарная оппозиция «мужского» и «женского» характеризуется отношениями господства и подчинения, которые проецируются на социальную иерархию. В ходе цивилизационного процесса происходит маргинализация «женского» начала. «Женское» понимается как природное и пассивное, «мужское» – как социальное и активное. В патриархатном обществе мужчина становится привилегированным полом, а женщина – подчиненным. В статье отношения «мужское» – «женское» раскрываются через понятия «социальный порядок» и «символическая активность». Подчиненный пол маргинален, однако при этом он обладает большей символической активностью.

Литература

1. Metzler Lexikon. Gender Studies. Stuttgart; Weimar : Verlag J. B. Metzler, 2002. 425 p.
2. Марков Б. В. Люди и знаки : антропология межличностной коммуникации. СПб. : Наука, 2011. 667 с.
3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. : Наука, 1985. 536 с.
4. Ломако О.М. Генеалогия воспитания : Философско-педагогическая антропология. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 264 с.
5. Arendt H. Vita activa oder Vom tätigen Leben. München ; Zürich : Piper Verlag, 2014. 485 p.
6. Гидденс Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: