Для цитирования:
Самохвалова А. Г. ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 104-109. DOI: 10.18500/1819-7671-2013-13-2-104-109
ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Предметом настоящего исследования является затрудненное общение ребенка, целью исследования – выявление функционального характера затрудненного общения. В статье представлено авторское определение затрудненного общения; выявлены его субъективные и объективные критерии; отражена роль коммуникативных трудностей в личностном развитии ребенка. Материал статьи основан на экспериментальном изучении затрудненного общения детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов, а также на ретроспективном самоотчете молодых людей, которые анализировали роль затрудненного общения в личностном развитии. Функциональный анализ позволил выделить функции затрудненного общения – психологической защиты, самоактуализации, самоутверждения, самопонимания, социального закаливания, экспрессивную, функцию динамики межличностных отношений – и дисфункции – дезадаптации, дезинформации, дестабилизации, демобилизации, деиндивидуализации, диффузии идентичности субъекта общения, дистанцирования, разрушения межличностных отношений, формализации общения. Результаты исследования показали функциональную противоречивость и динамичность ситуаций детского затрудненного общения.
- Куницына В. Н. Трудности межличностного общения : дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1991. 358 с.
- Бодалев А. А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5–6. С. 25–32.
- Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001. 288 с.
- Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка : проблемы, диагностика, коррекция. СПб., 2011. 432 с.
- Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2010. 296 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001. 535 с.
- Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М., 2002. 956 с.
- Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М., 2004. 296 с.
- Знаков В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 3. С. 65–74.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М., 2004. 384 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. Теоретические подходы. М., 2002. 287 с.