Образец для цитирования:

Порошенко О. Ю. Философия уникальности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 277-281. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-277-281


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
141.32
Язык публикации: 
русский

Философия уникальности

Статья посвящена актуализации принципа уникальности для методологии философского и научного знания. Это обусловлено тем, что уникальному практически не уделяется никакого внимания в научном дискурсе. Однако представляется, что если для естественнонаучного знания всеобщее и универсальное может выступать необходимым результатом познания, то для гуманитариев именно на эвристический статус уникального должен смещаться акцент исследования, хотя бы благодаря факту уникальности человеческого бытия и личности, рассматриваемых и как субъект, и как объект познания (антропоцентризм). Методологические основы познания уникального в гуманитарной науке нуждаются в описании и обосновании. Обозначенная проблема определила цель статьи – анализ трактовок и интерпретаций таких понятий, как единичное, особенное, уникальное, индивидуальное применительно к миру явлений, событий, ситуаций различных форм бытия в традициях классической онтологии (монадологии), гносеологии (неокантианства), социологии (марксизма), системной теории, экзистенциализма, аналитической философии и постмодернизма. На основе проведенного анализа сформулирован вывод, согласно которому принцип уникальности универсален, применим как к природным явлениям, инвариантам культуры, так и к личности человека. Философия и гносеология уникальности как необходимые эвристические потенциалы должны встать «на защиту» единичного, особенного, индивидуального перед всевозрастающим давлением общего, универсального и однородного в век гомогенности и глобализма.

Литература

1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. : в 30 т. М. : Советская энциклопедия, 1977. Т. 27, ч. 1. 624 с.

2. Философский словарь / под.ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2001. 719 с.

3. Думинская М. В. Онтологические аспекты экзистенциального свершения личности. Томск : STT, 2013. 152 с.

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип : Капитализм и шизофрения. Екатеринбург : У-Фактория, 2007. 672 с.

5. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М. : Стройиздат, 1985. 136 с.

6. Шумахер П. Манифест параметризма. URL: http://www.hiteca.ru/2013/10/manifesto.html (дата обращения: 13.06.2019).

7. Лейбниц Г.-В. Монадология. 1710. // Лейбниц Г.-В. Соч. : в 4 т. Т. I. М. : Мысль, 1982. 636 с.

8. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Пеньков В. Е. Современные парадигмы эволюционных процессов. М. : Академия естествознания, 2007. 98 с.

9. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий : Логическое введение в историческую науку. СПб. : Наука, 1997. 532 с.

10. Балмаева С. Д. Аналитическая «философия сознания» : взгляд сквозь призму интеллектуальной биографии Герберта Фейгла // Историко-философский ежегодник’90. М. : Наука, 1990. С. 123–143.

11. Олпорт Г. Становление : основные положения психологии личности // Г. Олпорт. Становление личности. Избранные труды. М. : Смысл, 2002. С. 166–216.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate