Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шамионов Р. М. Эмпирическая модель социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 188-196. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-188-196

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 10)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Эмпирическая модель социальной активности молодежи

Авторы: 
Шамионов Раиль Мунирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Исследования социальной активности молодежи позволяют выяснить основные тренды реального интереса молодых людей относительно тех или иных областей общественной жизни, оценить ее потенциал для дальнейшего развития. Сегодня накоплен богатый эмпирический материал, касающийся ее проявлений, факторов и последствий, требующий обобщения. Цель настоящего исследования – разработать эмпирическую модель социальной активности личности. Представлена модель социальной активности молодежи, учитывающая условия ее социализации, факторы, ситуационные характеристики настоящего, обусловливающие реализацию и приверженность активности в реальной или виртуальной среде в моно- или полинаправленных формах, личностные, социально-психологические и общественные эффекты. Модель включает блок структуры социальной активности, построенной на основе эксплораторного и подтверждающего конфирматорного факторного анализов, блок внешних факторов, блок индивидуально-личностных факторов и блок личностных эффектов активности. Представлены эмпирические данные, подтверждающие основные элементы модели и связи между различными ее составляющими. Формулируется вывод о том, что социальная активность может рассматриваться как сложное явление, представляющее собой эффект взаимодействия функционально-динамических, личностных, субъектных, социально-психологических и социокультурных характеристик в конкретной ситуации жизни человека в конкретных обстоятельствах общественного развития.

Список источников: 
  1. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М. : Космос, 1916. 282 с.
  2. Троцук И. В., Сохадзе К. Г., Лаврушина А. И. Неинституциональные форматы социальной активности российской молодежи (по результатам экспертных и массовых опросов) // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2016. № 6–7. С. 108–113.
  3. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Усова Н. В., Кленова М. А., Шаров А. А., Заграничный А. И. Психология социальной активности молодежи. М. : Перо, 2020. 200 с.
  4. Сохадзе К. Г. Социальная активность российской молодежи: масштабы и факторы сдерживания // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2017. Т. 17, № 3. С. 348–363. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-3-348-363
  5. Pegg K. J., O'Donnell A. W., Lala G., Barber B. L. The Role of Online Social Identity in the Relationship Between Alcohol-Related Content on Social Networking Sites and Adolescent Alcohol Use // Cyberpsychology behavior and social networking. 2018. Vol. 21, № 1. P. 50–55.
  6. Savrasova-V’un T. Social networks and their role in development of civic activity of the Ukrainian youth // Communication Today. 2017. Vol. 8, № 1. P. 104–112.
  7. Sherman L. E., Greenfi eld P. M., Hernandez L. M., Dapretto M. Infl uence Via Instagram: Effects on Brain and Behavior in Adolescence and Young Adulthood // Child development. 2018. Vol. 89, № 1. P. 37–47.
  8. Liu Y., Shen W. Perching birds or scattered streams: A study of how trust affects civic engagement among university students in contemporary China // Higher Education. 2020. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00548-9
  9. Owusu-Agyeman Y., Fourie-Malherbe M. Students as partners in the promotion of civic engagement in higher education // Studies in Higher Education. 2019. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1666263
  10. Fernandez J. S., Langhout R. Day Living on the Margins of Democratic Representation: Socially Connected Community Responsibility as Civic Engagement in an Unincorporated Area // American Journal of Community Psychology. 2018. Vol. 62, № 1–2. P. 75–86. https://doi.org/10.1002/ajcp.12257
  11. Grant P. R., Bennett M., Abrams D. Using the SIRDE model of social change to examine the vote of Scottish teenagers in the 2014 independence eferendum // British Journal of Social Psychology. 2017. Vol. 56, № 3. P. 455–474. https://doi.org/10.1111/bjso.12186
  12. Шамионов Р. М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. C. 94–112. https://doi.org/10.17759/sps.2021120107
  13. Арендачук И. В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 148–161. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-148-161
  14. Заграничный А. И. Исследование субъективной оценки влияния особенностей общения в виртуальной среде на общение в реальной и механизма переноса каких-либо личных черт, акцентуаций характера, позиций и стратегий поведения из реальной среды в виртуальную среду // Мир образования – образование в мире. 2019. № 2 (74). С. 226–232.
  15. Шаров А. А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 103–109. https://doi.org/10.26516/2304- 1226.2019.28.103
  16. Бочарова Е. Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22–35. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-22-35
  17. Усова Н. В. Психодинамические предикторы направленности социальной активности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 3. С. 95–100. https://doi.org/10.34216/2073-1426- 2019-25-3-95-100
  18. Григорьева М. В. Потребностно-мотивационные факторы социальной активности личности в разных условиях социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 11 (55). С. 35–41.
  19. Кленова М. А. Мотивация протестной и социальнополитической активности личности и ее потенциал в системе смысловых ориентаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 53–61. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-53-61
  20. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Григорьев А. В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 1. С. 18–34. https://doi.org/10.17759/sps.2019100102
  21. Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 124–141. https://doi.org/10.17759/sps.2022130108
  22. Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 22–33. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.7
  23. Арендачук И. В. Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 4. С. 560–581. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-560-581
  24. Arendachuk I. V. Subjective determinants of social activity of the student youth // SHS Web Conf. “Trends in the development of psycho-pedagogical education in the conditions of transitional society” (ICTDPP-2019). 2019. Vol. 70. P. 5.
  25. Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Характеристики личности и активности студентов как предикторы степени реального и предпочтительного участия в образовательно-развивающей деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 477–490. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.30
Поступила в редакцию: 
30.01.2022
Принята к публикации: 
25.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022