Для цитирования:
Круглова Е. Е. Анализ проблем социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 208-212. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-208-212
Анализ проблем социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье изложены результаты контент-анализа диссертационных исследований российских и зарубежных ученых, посвященные социально-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальные проблемы взаимодействия ребенка, родителей и образовательного учреждения; социально-педагогическое сопровождение на основе культурологического и аксиологического подходов; описана методология проблемы сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Выявлены основные направления по сопровождению с семьей ребенка с ОВЗ с начала XIX в. до настоящего времени в России и зарубежных странах. Выделены наиболее актуальные проблемы. Сформулированы выводы о необходимости социально-педагогического сопровождения родителей, самосовершенствования их психолого-педагогической компетенции. Дан сравнительный анализ проблем сопровождения в России и за рубежом. Установлено, что успешно организованное социально-педагогическое сопровождение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях взаимодействия школы и семьи способствует повышению социально-педагогической компетентности родителей, созданию условий для конструктивного взаимодействия и общения субъектов сопровождения, оптимизации взаимоотношений в семье, развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, умению осознавать важность семейного внимания и воспитания.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054607 (дата обращения: 13.02.2022).
- Арутюнян A. M. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 3 (3). С. 41–43.
- Посысоев Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья : методическое пособие. Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2011. 76 с.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений : курс лекций. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 512 с.
- Крикуненко Н. И. Аксиологический подход как методологическая основа педагогического исследования. Ставрополь : Просвещение, 2016. 42 с.
- Абдуллина Л. Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 221 с.
- Макаров А. О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 5. С. 127–137.
- Ратнер Ф. Л., Сигал Н. Г., Юсупова А. Ю. Работа с родителями детей с ограниченными возможностями : отечественный и зарубежный опыт // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5. C. 624–633.
- Дубровина Н. А., Набойченко Е. С. Анализ методологических подходов в организации психологопедагогического сопровождения семьи // Психолого-педагогические проблемы в образовании. 2002. № 11. С. 211–215.
- Ольхина Е. А., Шитикова А. А. Образовательные запросы семьи ребенка с ОВЗ основного, среднего и высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 221–225.
- Веко Л. В., Боброва А. В. Развитие форм сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в Нижегородской области // Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт : методический сборник / ред. В. М. Соколова. Владимир : Транзит-ИКС, 2010. 132 с.