КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСКУССТВО: ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
В статье выделены и охарактеризованы основные визуальные
стратегии модерна и постмодерна, влияние этих стратегий на
трансформации культурных идентичностей. Проанализированы
ряд основных визуальных стратегий модерна: 1) Паноптикон,
его реализация в Кристалл-Паласе, 2) гигантская башня, ее
реализация в Эйфелевой башне, небоскребах, 3) стратегия
поиска Возвышенного в визуальном образе. На основе прове-
денного анализа делается вывод о том, что в модерне проис-
ходит различение индивидуального художественного образа и
визуальной стратегии социального контроля. Художественный
образ становится фотографическим. В постмодерном искус-
стве происходит сближение визуального образа и визуальной
стратегии, это результат как развития техники постмодерна, так
и обратной реакции – возвращения созерцания. Введение дис-
танции в художественном образе постмодерна отвечает дис-
танциям материального мира, идентичность становится более
изменчивой и менее коллективизированной.
1. Достоевский Ф. Зимние заметки о летних впечатле-
ниях // Достоевский Ф. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л.,
1973. Т. 5. С. 69–70.
2. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. 384 с.
3. Делез Ж. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения // Худо-
жественный журнал. 1995. № 6. С. 23–36.
4. Сартр Ж. П. Проблемы метода. Статьи. М., 2008.
222 с.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.,
2002. 181 с.
6. Вирильо П. Машина зрения. СПб., 2004. 140 с.