ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные для образования вопросы, связанные с его лич-
ностным аспектом, смыслообразованием. В практике образования актуализация смыс-
ловой сферы учащихся реализуется через установление ими связи между целью учеб-
ной деятельности, а также содержанием образования, способами действия и мотивами.
Известно, что наделение личностным смыслом совершается через такие операции, как
оценивание, означивание, осмысливание, рефлексия. На основе обобщения имеющихся
представлений об условиях динамики смысловой сферы автором предложены задания
для актуализации и диагностики смыслообразования учащихся, они не только позво-
ляют привлечь внимание к смысловому наполнению текстов, но также обеспечивают
возможность воплотить в форме учебных заданий собственные инициативы, замыслы,
представления. Включение в сценарий учебного и воспитательного занятия заданий, на-
правленных на осмысление учащимися учебного материала, открывает перед педагогом
дополнительные ресурсы как для организации личностно значимого обучения, так и для
собственного профессионального развития.
1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
2. Асмолов А. Г. Концепция смысловых образований
личности обращения. URL: http://asmolovpsy.ru/ru/
ideas/120 (дата обращения: 13.06.2010).
3. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал,
если бы был учителем. URL: http://www.ido.rudn.ru/
psychology/pedagogical_psychology/ch12_2.html (дата
обращения: 12.03.2007).
4. Евдокимова Е. Г. Герменевтика педагогического
взаимодействия : учеб.-метод. пособие. Саратов,
2010. 56 с.
5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипуля-
тор. Минск, 1992. 128 с.
6. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с
человеческим лицом : гуманистическая перспектива
в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. Портал психологических
изданий PsyJournals.ru. URL: http://psyjournals.
ru/psyedu/2008/n5/Filonik.shtml (дата обращения:
5.04.2008).