АВАНГАРД КАК «НАУЧНОЕ» ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКУССТВА
Статья посвящена воздействию научно-технических достиже-
ний начала XX в. на авангардное искусство. Прослеживаются
основные направления влияния науки на авангард: прежде
всего, это заимствование художниками анализа и синтеза как
ведущего творческого метода. «Художественная материя» под-
вергалась разложению на простейшие элементы, свойства ко-
торых детально исследовались и демонстрировались публике,
затем из элементов синтезировалось новое произведение, тем
самым отвергалось подражание природе, копирование реально
существующих объектов. Новое произведение обладало новы-
ми, возникшими в результате экспериментов свойствами. Аван-
гард также подражал науке в непрерывном самообновлении,
стремясь развиваться столь же динамично, однако авангарди-
стам не удалось выявить значения простейших художественных
форм, которые можно было интерпретировать по-разному, ре-
зультатом стало возникновение постмодернистского искусства.
1. Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Ли-
пецк, 2000. 256 с.
2. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. СПб.,
2005. 240 с.
3. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства //
Самосознание европейской культуры XX века. М.,
1991. С. 230–263.
4. Аристов В. В. Хлебников в Казани, 1898–1908. Ка-
зань, 2001. 65 с.
5. Хлебников В. Художники мира! // Собр. соч. : в 6 т.
М., 2005. Т. 6, кн. 1. С. 153–158.
6. Малевич К. Черный квадрат. СПб., 2014. 288 с.
7. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1989. 68 с.
8. Флорковская А. К. От «культа глубокой натуры» Ми-
хаила Врубеля к «сделанным картинам» Павла Фило-
нова // Символизм в авангарде. М., 2003. С. 199–209.
9. Наков А. Б. Беспредметный мир. М., 1997. 416 с.
10. Луканова А. Г. Символистские тенденции в творче-
стве М. Ларионова и Н. Гончаровой // Символизм в
авангарде. М., 2003. С. 156–166.