СОЦ ИОКУЛЬТУРНЫЙ ПАРАДОКС (АНТИНОМИЯ) РАЗЛИЧЕНИЯ «Я – ДРУГОЙ»
Сформулирован социокультурный парадокс различения «Я –
Другой», заключающийся в том, что, с одной стороны, много-
голосье и полифония Других способствуют гармонизации и
амплификации развития личности, группы, культуры, а с дру-
гой стороны, многообразие Других способно актуализировать
страх, тревожность, враждебность и агрессивность, приводить
к взаимному антагонизму, конфронтации, противостоянию и
дискриминации. Утверждается, что обозначенный парадокс
связан с различными способами категоризации фигуры Дру-
гого и конструированием репрезентаций взаимодействия «Я –
Другой» на уровнях: личность – социум – культура. Прикладной
аспект исследования состоит в том, что его результаты могут
использоваться при разработке тренинговых программ, ориен-
тированных на межкультурную коммуникацию, формирование
этнокультурной компетентности и сензитивности.
1. Бек У. Общество риска : на пути к другому модерну.
М., 2000. 383 с.
2. Рягузова Е. В. Социальная психология личностных
репрезентаций взаимодействия «Я – Другой». Сара-
тов, 2011. 304 c.
3. Рягузова Е. В. Личностные репрезентации взаимо-
действия «Я – Другой» : социально-психологический
анализ : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Саратов,
2012. 49 с.
4. Stevens R. H., Ogunji E. Managing diverse organiza-
tional environments for strategic advantage : exploring
the value of developing business diversity curriculum in
higher education // Journal of Management Policy and
Practice. 2010. Vol. 11 (4). Р. 72–85.
5. Love A. Diversity as a strategic advantage // Business
Week. May 20, 2010. URL: http://businessweek.com/
print/manageing/content /may2010 (дата обращения:
17.10.2015).
6. Ashkanasy N. M., Hartel C., Daus, C. S. Diversity and
emotion : The new frontiers in organizational behavior
research // Journal of Management. 2002. Vol. 28 (3).
P. 307–338.
7. Cassell C., Biswas R. Managing diversity in the new
millennium // Personnel Review. 2000. Vol. 29 (3).
P. 268–273.
8. Dick P. Organizational efforts to manage diversity :
Do they really work? // International handbook:
Individual diversity and psychology in organizations
/ ed. M. J. Davidson, S. L. Fielden. Chichester, 2003.
P. 4–31.
9. Zanoni P., Janssens M. Deconstructing difference :
The rhetoric of human resource managers’ diversity
discourses // Organization Studies. 2003. Vol. 25 (1).
P. 55–74.
10. Handbook of Diversity Management : Beyond Aware-
ness to Competency Based Learning / ed. D. Plummer.
Lanham, 2003. P. 223–242.
11. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная
общность – источник развития и субъект образова-
ния // Учён. зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та. Сер.
Психология. Педагогика. 2010. № 2. С. 3–8.
12. Рягузова Е. В. Модель личностных репрезентаций
взаимодействия «Я – Другой» // Акмеология. 2011.
№ 3 (39). С. 78–83.
13. Шипилов А. В. «Свои», «чужие» и другие. М., 2008.
257 с.
14. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие
люди превращаются в злодеев. М., 2013. 740 с.