ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье анализируются философские представления об изменениях восприятия; вводится концепт «виртуализация восприятия», обозначающий процесс интенсификации образно-символического слоя восприятия. Приведены две трактовки виртуального: узкая, редуцирующая виртуальную реальность к технологической сфере, и широкая, закрепляющая за ней онтологический статус. Выявлено, что оптимальным подходом является нестрогое ограничение виртуального. Прослеживается три этапа развития представлений о виртуализации восприятия в философии: первый – Новое время, когда восприятие рассматривается как универсальная способность, не предусматривающая виртуализации. На втором этапе виртуализация восприятия подвергается критике и оцениванию, на третьем происходит рефлексия данного процесса. Автор опирается на работы Г. Дебора, Ж. Бодрийяра и П. Верильо, в которых прослеживается общая линия рассуждений – исследование образов, опосредующих восприятие человека. Сделан вывод, что восприятие является гибкой системой, изменяющейся в процессе развития культуры и общества.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013.
204 с.
3. Верильо П. Машина зрения. СПб., 2004. 306 с.
4. Круткин В. Л. «Значимость визуальных репрезен-
таций...» // Антропологический форум. 2007. № 7.
С. 52-61.
5. Дойч Д. Структура реальности. М. ; Ижевск, 2001.
178 с.
6. Слюсар В. Фабрика в каждый дом // Вокруг света.
2008. Январь. С. 138-144.