О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД»
Статья посвящена изучению некоторых аспектов содержания медиативного подхода. Несмотря на практическое применение медиативного подхода, его теоретическое содержание не иссле- довано. Поэтому, исходя из нормативного определения медиа- тивного подхода, выявляются и раскрываются его признаки, при этом отмечается, что медиативный подход представляет собой вид деятельностного. Приводятся сложившиеся в педагогике и психологии определения деятельности и отражаются ее особен- ности применительно к медиативному подходу, подчеркивается, что деятельность основывается на применении принципов ме- диации, но без проведения ее процедуры. При этом принципы медиации относятся к правовым составляющим медиативного подхода. Раскрыты особенности реализации этих принципов применительно к медиативному подходу; отмечается, что не все принципы медиации применимы при реализации медиативного подхода. Кроме того, деятельность предполагает владение на- выками позитивного осознанного общения, при условии, что эти навыки выполняют профилактическую функцию, а именно – соз- дают основу для предотвращения и (или) эффективного разре- шения споров и конфликтов в повседневных условиях. При этом навыки позитивного осознанного общения являются синонимами навыков коммуникативной деятельности.
Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.05.2017).
2. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 // Администратор образования. 2014. № 1. С. 46–54.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 192 c.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus). М., 2014. URL: pedcampus. ru›? le/2014/10/sdp2.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии : учеб. пособие. Владивосток, 2007. 78 с.
Психология труда / под ред. А. В. Карпова. М., 2003. 352 с.
9. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. : в 2 т. М., 1983. Т. II. 320 с.
Габай Т. В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 28–37.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. 150 с.
Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ // Рос. газ. 30.07.2010. № 168. С. 9.
Синенко В. С. Проблемы реализации принципа добровольности в процедуре медиации // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2014. № 30 (193). С. 104–108.
Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. 431 с.
Дзида Г. А. О соотношении понятий компетенции, способности личности и понятий знания, умения и навыки // Ямальский вестн. 2016. № 2 (7). С. 50–56.
Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986. 136 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 2008. 688 с.
Аллахвердова О. В. Психологические феномены и парадоксы медиации. URL: http://www.sudexp.org/ publ/21-1-0-948 (дата обращения: 05.05.2017).
Шагивалеева И. З. О соотношении понятий спора и конфликта в юридической науке // Апробация. 2015. № 9 (36). С. 86–88.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. С. П. Обнорского. М., 1952. 700 с.
Гревцов Ю. И. Социология права : курс лекций. СПб., 2001. 310 с.
Жеребин В. С. Правовая конфликтология : курс лекций : в 3 ч. Владимир, 1998. Ч. 1. 202 с.