Izvestiya of Saratov University.

Philosophy. Psychology. Pedagogy

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Full text:
(downloads: 39)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article

Categorial Analysis of Energial Components of Social Dynamics

Autors: 
Orlov Mikhail Olegovych, Saratov State University
Abstract: 

This research is one of the first attempts in our country to realize integrative analysis of the problem of social dynamics in the field of modern philosophy. Definition of universal categorical essence of the notion of dynamics makes contribute in study of this phenomenon. In the article the author’s version of philosophical definition of the notion «social dynamics» is introduced.

Key words: 
Reference: 

1 Здесь в роли социальных групп выступают целостные интегральные личности.

2 Общая функция человеческой деятельности заключа- ется в воспроизводстве и развитии социума. Последнее возможно только в процессе постоянного приспособле- ния к тем изменениям, которые в нем происходят. Важ- ной целью адаптации является достижение энергети- ческого равновесия с окружающей средой, что, в свою очередь, невозможно без поддержания общественного порядка, энергетического равновесия в социуме.

3 Хоромин Н.Я. Энциклопедия мысли. М., 1994. С. 54.

4 Giddens A. New rules of sociological method: a positive critique of interpretative sociologies. 2-nd ed. Oxford, 1993. P. 220.

5 См.: Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопр. философии. 1989. № 8. С. 34–43.

6 Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: В 2 т. Т. 1. Анти-Эдип. М., 1989. С 20–35; Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 131; Фуко М. Theatrum philosophicum. М.; Екатеринбург, 1998 С. 34–67.

7 В отличие от животных, у которых в образовании энергетического потенциала преобладающая роль принадлежит физической (мышечной, мускульной и т.д.) энергии, у человека – психической, позволя- ющей многократно увеличить его энергетический потенциал. Психика – свойство высокоорганизо- ванной материи отражать объективную реальность (действительность). В процессе филогенеза в ре- зультате качественных изменений, имеющих место в сознании человека (физиобиологических мутаций), происходит дифференцирование психических функ- ций (наряду с отражающей появляется регулятивная функция), психика приобретает свойство – преобразовывать объективно существующие явления (ре- альность) (см., например: Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994; Бехте- рев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки // Вестн. знания. СПб., 1911. С. 17–24.; Брушинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журн. 1996. Т. 17. № 6. С. 30–37; Вишнякова Н.Ф. Креатив- ная психология: психология творческого обучения. Ч. 1. Минск, 1995. С. 45; Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психо- логии. М., 1980. С. 212–235; Личность и социальная среда: идеологические и психологиче ские аспекты общения. М., 1987. С. 37; Овчаренко Б.И., Гриша- нов А.А. Социологический психологизм: Критичес- кий анализ. Минск, 1990. С. 46; Тернер Дж. Струк- тура социологической теории / Пер. с англ. М., 1985. С. 58–70; Boudon R. The two facts of the unintended consequences paradigm // Robert K. Merton: Consensus & Controversy. L.; N.Y., 1990. P. 119–127.; Turner R.H. Personality in Society: Social Psychology as Contribution to Sociology // Social Psychology Quart. 1988. V. 51. № 1. P. 1–10).

8 Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера / Пер. с англ. М., 1996. С. 62.

9 Если задача, поставленная перед субъектом, требует большей концентрации энергии, чем способен выра- ботать ее человеческий организм, то возможен психо- логический «надрыв» (см.: Дюркгейм Э. Самоубийс- тво. Социологический этюд / Пер. с фр. СПб., 1912. С. 34–50).

10 Чем более сильным было энергетическое поле лич- ности, тем большую память оставляла она о себе в истории (см.: Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 57).

11 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 183.

12 Немецкий обществовед Фердинанд Тённис (1855– 1936) попытался в своей книге «Общность и об- щества» представить научную версию зарождения  общества, которая неразрывно была связана с воле- вым, осознанным поведением личности. Общество начинает рассматриваться им не как организм, а как организация духовного порядка. Он поставил в своих работах человека как субъекта социального бытия выше общества и государства. В ходе разви- тия культуры эпоха общества, согласно Ф. Тённису, приходит на смену исторически первичной эпохе общности. Для последней, благодаря социальной воле, характерны согласие, обычай, религия, для первой – договор, политика, общественное мнение. Этим понятиям соответствуют и внешние формы совместной жизни.

13 Тексты по истории социологии XIX–XX вв.: Хресто- матия. М., 1998. С. 286.

14 Parsons T. The Social System. N.Y., 1951. P. 17–18; Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y.; L, 1937. P. 382–386.

15 Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М., 1996. С. 237.

16 Harre R. Personal being: A theory for individual psychology. Cambridge, 1984. P. 119.

17 См.: Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С.97.

18 История теоретической социологии: В 4 т. / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1997. Т.4. С.230–280.

19 См.: Будон Р. Две грани парадигмы непреднамеренных последствий // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11, Социология. 1993. № 2. С. 27–29.

20 Бэлог А. Общество как «случайный продукт человечес- кой активности»: социальная теория и критика Макса Хоркхаймера // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11, Социология. 1993. №2. С 19–21.

21 Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М., 1996. С. 253.

22 Luhmann N. The Autopoiesis of Social Systems // Luhmann N. Essays on Self-Reference. N. Y., 1990. P.9; Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. Dordrecht, 1980. P. 64.