Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


PARADIGM

МЕТАФИЗИКА ВСЕЕДИНСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПАРАДИГМЫ

В статье исследуются характеристики метафизики всеединства как парадигмы русской религиозной философии. Доказывается, что проблема развития философии всеединства объединила творчество плеяды таких известных российских мыслителей, как В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков. Внимание акцентируется на общих для этих философов позициях в сферах методологии и онтологии. В области методологии их парадигмально объединяет попытка преодоления диалектики Г.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СЛОЖНОСТЬ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ (МЕТАФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

В статье рассматриваются проблемы демаркации и отношения между историей и философией социологии, их влияния на самоопределение социологии и обновление социальной философии. Ключевые слова: история социологии, философия социологии, парадигмы, сравнительный анализ различных социологических парадигм, построение социологической теории. 

Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи

В статье исследуется проблема построения концепций конца истории. Обращается внимание на антропогенный, социальный и исторический факторы возникновения и обострения интереса к теме конечности исторического процесса, отмечается проявление его в эсхатологических интенциях теологических постижений и философской рефлексии смыслов завершения пути человечества из прошлого в настоящее. Выявляется вариативная динамика в методологии философии истории, особенность которой на рубеже II–III тысячелетий просматривается в том, что доминирующими становятся цивилизационные проекты.

Проблемы формирования экологического сознания: образовательный аспект

Становление массового экологического сознания у подрастающего поколения – одна из наиболее актуальных проблем экологического образования, которое, в свою очередь, также нуждается в поддержке со стороны государственных и общественных организаций, призванных обеспечить непрерывность, доступность и методическую содержательность его реализации в образовательных учреждениях всех ступеней.