Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Комиссар А. Б. Проблемы формирования экологического сознания: образовательный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 258-262. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-3-258-262

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 11)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.012.1

Проблемы формирования экологического сознания: образовательный аспект

Авторы: 
Комиссар Алла Борисовна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Становление массового экологического сознания у подрастающего поколения – одна из наиболее актуальных проблем экологического образования, которое, в свою очередь, также нуждается в поддержке со стороны государственных и общественных организаций, призванных обеспечить непрерывность, доступность и методическую содержательность его реализации в образовательных учреждениях всех ступеней. В статье дан краткий обзор предпосылок утвердившегося в нашей стране отношения граждан к окружающей среде, обозначены особенности проявления внутрисистемных связей «человек – природа – общество». Предпринята попытка выявить наиболее значимые, по мнению автора, задачи непрерывного экологического образования, стоящие перед ним в контексте проблемы формирования экологического сознания в современном российском социуме. Сформулированы выводы о целесообразности внедрения в образовательный и воспитательный процессы природоориентированной поведенческой модели и функциональной философской парадигмы с целью формирования экоцентрического и ноосферного типов мышления. Продолжение активизации профильной просветительской деятельности среди всех возрастных групп учащихся (и в перспективе – населения), обеспечения сохранности континуума экологического образования вне зависимости от социально-политической и экономической ситуации рассматривается как единственно возможный вариант для общества, желающего вступить на путь предотвращения локальных и глобальных экологических катастроф.

Список источников: 
  1. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М. : РЭФИА, 1996. 52 с.
  2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.
  3. Лакарова Е. В. Формирование экологических императивов в становлении личности студентов // Традиционное прикладное искусство и образование. 2014. №1 (8). С. 10–17.
  4. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 2002. 781 с.
  5. Зиятдинов Ш. Г. Экологическое образование и образование для устойчивого развития. Москва ; Бирск : Московский педагогический государственный университет, 2007. 196 с.
  6. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Кутоманов С. А. Современные проблемы коэволюции. М. : Академия естествознания, 2010. 103 с.
  7. Урсул А. Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. 1993. № 1-2. С. 35–45.
  8. Вишневский М. И. Философия. Минск : Высшая школа, 2008. 479 с.
Поступила в редакцию: 
01.12.2020
Принята к публикации: 
05.07.2021
Опубликована: 
30.09.2021