Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


диалектика

Стрела Зенона - летит! (решение апории)

Все сущее пребывает в движении. Летит в пространстве, растет или сокращается, излучает или поглощает – видов движения много. Это известно всем. Но что такое движение? Что оно представляет собой? Этого не знает никто. Подтверждением этому является, в частности, тот факт, что даже такой простой вид движения, как полет стрелы, за 2,5 тысячи лет попыток решения апории Зенона, так и нашел объяснения. Что служит причиной столь поразительной беспомощности науки? Всякое движение – событие диалектическое.

НЕЛИНЕЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА

Целью статьи является анализ применимости законов классической гегелевской диалек-
тики к сложным нелинейным системам. Показано, что в ряде случаев законы диалектики 
не справляются с описанием особенностей нелинейного развития: поливариантностью, 
обратимостью, критичностью, хаотичностью. Обсуждается необходимость и возможность 
интерпретации диалектики с учетом принципов постнеклассической научной парадигмы и 
результатов современных наук. Предлагаются постнеклассические формулировки законов 

ГЕРАКЛИТ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКЕ: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК ИСТИНЫ ИЛИ УТИЛИТАРИЗМ ПАРТИЙНОЙ ФИЛОСОФИИ?

В  своём  исследовании  автор  обнаружил,  что  материалисти-
ческая диалектика, впитавшая в себя «поставленную на ноги» 
диалектику Гегеля, вместе с тем дистанцируется от идей Гера-
клита, которые Гегелем были безоговорочно приняты. По мне-
нию автора, истоки такого отношения советских философов к 
Гераклиту проистекают из идеологической установки, согласно 
которой массовому потребителю не следовало знать всех «от-
рывков» наследия Гераклита, так как, будучи родоначальником 

КРИТИКА «ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ ХХ-ХХI ВВ.

В статье доказывается, что философия ХХ–ХХI вв. совершает преодоление диалектики, причем отнюдь не в духе диалектического «снятия». Диалектические противоположности заменяются «копошащимися» различиями, между которыми невозможно единство по той причине, что между ними нет взаимного исключения. Как в гносеологии, так и в социальной практике на смену диалектической «борьбе противоположностей» приходят стратегии ускользания и косвенные стратегии, например, деконструкция. На смену диалектическому «единству противоположностей» приходят стратегии коммуникации.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ "НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ" В ФИЛОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЕВА

В статье изучается направленность философских изысканий В.С. Соловьева на утверждение «нового религиозного сознания» как альтернативы рефлексирующему сознанию. Внимание акцентируется на исследовании особенностей онтологической интуиции в метафизике всеединства и «положительную диалектику» как методологию, ориентированную на постижение сверхприродного первоначала. Решение поставленной задачи осуществляется в контексте анализа критики русским мыслителем диалектики Г. Гегеля и его положений относительно закона тождества.

Россия и Запад: диалектика взаимодействия культур и противостояния мифологий

Авторы исходят из положения, согласно которому постиндустриальное общество разделено на элиту и массу (З. Бауман, П. Вирилио). Элита экстерриториальна и мобильна; массы территориально ограничены и их перемещения – это либо туризм, либо трудовая миграция. В культурном отношении элиты склонны взаимодействовать более между собой, чем со своими народами. Массы, с одной стороны, используют в жизни объекты «других» культур, но с другой – противостоят друг другу на уровне мифологий.

Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ

В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов. Исследование осуществлено в контексте профессиональной деятельности студентов как ведущей в становлении и развитии будущего специалиста.

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

Статья посвящена рассмотрению философских аспектов проблемы преемственности в образовании. Проведен анализ сущности понятия «преемственность» с использованием диалектического метода «тезис –антитезис – синтез».