Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Трунев С. И., Антонюк Е. Ю. Россия и Запад: диалектика взаимодействия культур и противостояния мифологий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 35-38. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-1-35-38

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 47)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
314.74

Россия и Запад: диалектика взаимодействия культур и противостояния мифологий

Авторы: 
Трунев Сергей Игоревич, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А
Антонюк Екатерина Юрьевна, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС
Аннотация: 

Авторы исходят из положения, согласно которому постиндустриальное общество разделено на элиту и массу (З. Бауман, П. Вирилио). Элита экстерриториальна и мобильна; массы территориально ограничены и их перемещения – это либо туризм, либо трудовая миграция. В культурном отношении элиты склонны взаимодействовать более между собой, чем со своими народами. Массы, с одной стороны, используют в жизни объекты «других» культур, но с другой – противостоят друг другу на уровне мифологий. Разумеется, мифология необходима массовому человеку для того, чтобы он чувствовал себя полноправным членом общества, результатом длительного исторического процесса, обладателем всех лучших качеств представителей своей страны. Однако здесь имеется противоречие. Массовое сознание охотно воспринимает, а российский массовый человек с удовольствием использует объекты материальной и духовной культуры, созданные в рамках западного общества. Некоторые объекты отечественной культуры (водка, русская баня, автомат Калашникова и т. п.) также становятся весьма популярными на Западе. Это взаимопроникновение культур парадоксальным образом сочетается с обоюдным и совершенно откровенным неприятием на мифологическом уровне. Синтезом является наша повседневная жизнь, объединяющая противоречащие друг другу элементы культуры и мифологии в едином однонаправленном потоке.

Список источников: 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1934. 619 с.

2. Бауман З. Власть без места, место без власти // Социологический журнал. 1988. № 3/4. С. 86–100.

3. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 292–308.

4. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? URL: http://bibliofond.ru/detail.aspx?id=78188 (дата обращения: 04.09.2018).

5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 542 с.

6. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. 376 с.

7. Русская семья в представлении американской. URL: http://www.yaplakal.com (дата обращения: 06.09.2018).