Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Авакян И. Б. Психологический климат кафедры как предиктор педагогического консерватизма преподавателя вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 3. С. 204-211. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-3-204-211, EDN: PLMAFI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 69)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.06.091.12
EDN: 
PLMAFI

Психологический климат кафедры как предиктор педагогического консерватизма преподавателя вуза

Авторы: 
Авакян Инна Борисовна, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко
Аннотация: 

Введение. Актуальность результатов представленного исследования педагогического консерватизма преподавателя вуза определяется необходимостью реализации принципа сотрудничества и взаимодействия как показателя совершенствования психологического климата в коллективе в условиях педагогической среды с целью преодоления эмоциональной неудовлетворенности, повышенной тревожности, интенсивности профессиональной деятельности, стереотипности поведения, обеспечивающего эффективную реализацию инновационных образовательных проектов. Целью исследования является выявление взаимосвязи показателей психологического климата кафедры и уровня проявления педагогического консерватизма преподавателя вуза. Теоретический анализ. Состояние педагогического консерватизма преподавателя вуза возникает в условиях высокой интенсивности, эмоциональной напряженности педагогической деятельности на фоне системных преобразований, приводящих к актуализации защитных психологических механизмов в условиях сохранения педагогического опыта. Эмпирический анализ. Выявлена линейная связь между показателями психологического климата кафедры и педагогического консерватизма преподавателя вуза. Методы: «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (А. Ф. Фидлер); опросник «Оценка педагогического консерватизма» (И. Б. Авакян). Заключение. Предикторами педагогического консерватизма определяются показатели психологического климата кафедры (враждебность, несогласие, холодность, недоброжелательность, скука, непродуктивность), оптимизация которых в процессе профессиональной деятельности обеспечивает условие преодоления деструктивных явлений. Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами и руководителями структурных подразделений с целью трансформации педагогического взаимодействия как результат благоприятного психологического климата и условия преодоления состояния педагогического консерватизма.

Список источников: 
  1. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. C. 16–30. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120102
  2. Авакян И. Б. Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 88–102. https://doi.org/10.26907/esd15/2/08
  3. Петросянц В. Р., Гридяева Л. Н., Худякова Т. Л. Оценка психологической безопасности образовательной среды вуза преподавателями в условиях внедрения цифровых образовательных технологий // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 67–71. EDN: BEXDYQ
  4. Эрштейн Л. Б. Чрезмерная нагрузка преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. № 2. С. 75–87. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2021.2.6.
  5. Кроян Г. Ф., Гурова О. С. Психологическая устойчивость как составляющая личностного потенциала у педагогов общеобразовательных школ // Человеческий капитал. 2021. № 6 (150). С. 92–102. https://doi.org/10.25629/HC.2021.06.10
  6. Башиева Ж. Д., Нагоев Б. Б., Гелястанова Э. Х., Байсултанова К. Ж. Влияние самооценки педагогов на успешность в профессиональной деятельности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 2А. С. 65–71. https://doi.org/10.34670/AR.2022.54.66.047
  7. Вьюгина Е. А. Коммуникативная компетентность будущего учителя – социальный заказ общества как бизнес-план // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 4А. С. 748–755. https://doi.org/10.34670/AR.2022.36.31.091
  8. Слинков А. М., Слинкова О. К., Климова Т. Б. Статус, мотивация и удовлетворенность преподавателя высшей школы: размышления по результатам исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6, № 3. С. 3–13. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-1
  9. Гербер И. Е., Шаров А. А. Социальные репрезентации сотрудничества преподавателями университетов // Известие Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 195–199. https://doi.org10.18500/1819-7671-2018-18-2-195-199
  10. Koeslag-Kreunen M. G. M., van der Klink M. R., van den Bossche P., Gijselaers W. H. Leadership for team learning: the case of university teacher teams // Higher Education. 2018. Vol. 75. P. 191–207. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0126-0
  11. Шабас С. Г. Психофизическое здоровье современного преподавателя как условие качества образовательного процесса в российской высшей школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4. С. 1–15. https://doi.org/10.15862/43PSMN423
  12. Сартакова Е. Е., Финченко С. Н., Дудина Е. Н. К вопросу о содержании стереотипов профессиональной деятельности учителя сельской школы // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 5А. Ч. I. С. 90–100. https://doi.org/10.34670/AR.2020.45.5.118
  13. Ахметшина И. А., Брекина О. В., Солдатов Д. В. Самооценка психических состояний современных педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Т. 79, № 3. С. 196–198. https://doi.org/10.34670/AR.2020.45.5.118
  14. Зеер Э. Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 5. С. 12–48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-12-48
  15. Авакян И. Б. К вопросу об инновационной готовности и социально-психологическом климате вузов // Образование и наука. 2018. № 4. С. 114–131. https://doi.org/https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-114-131
  16. Заграничный А. И. Социально-психологические предикторы психологического климата в учебной группе в образовательной организации высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 1. C. 1–9. URL: https://mirnauki.com/PDF/29PSMN124.pdf (дата обращения: 01.09.2024).
  17. Авакян И. Б. Педагогический консерватизм преподавателей вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т, 13, вып. 1 (49). С. 80–90. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-80-90, EDN: PPAXJG
  18. Фидлер А. Ф. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие / под ред. Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. М. : Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002. С. 140–141.
  19. Авакян И. Б. Разработка и валидизация опросника «Оценка педагогического консерватизма» // Научно-педагогическое обозрение. 2025. вып. 1 (59). С. 93–112. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-1-93-112
Поступила в редакцию: 
02.11.2024
Принята к публикации: 
21.07.2025
Опубликована: 
30.09.2025