Для цитирования:
Богомаз Т. П. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШИВЫ, ЧЕЛОВЕКА И «ПРОЯВЛЕННОГО» МИРА В ФИЛОСОФИИ ШИВАСИДДХАНТЫ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 10-13. DOI: 10.18500/1819-7671-2014-14-4-10-13
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШИВЫ, ЧЕЛОВЕКА И «ПРОЯВЛЕННОГО» МИРА В ФИЛОСОФИИ ШИВАСИДДХАНТЫ
Исследование посвящено рассмотрению тематики творчества и
специфики взаимоотношений Бога, человека и природы с точ-
ки зрения философского обоснования одной из основных тер-
минологических триад агамического шиваизма, направления
шивасиддханты, а именно «Пати, Пашу и Паша». «Пати» – это
Сам Шива, верховное божество и создатель мира, «Пашу» – ин-
дивидуальная душа человека, называемая в некоторых текстах
«атманом», и «Паша» – это «путы», «связывающие» душу и пре-
пятствующие её освобождению от перерождений, вызванных су-
ществованием мокши как основы «проявленного» мира. В данной
парадигме творческий аспект Шивы проявляется в способство-
вании освобождению, а человека – в стремлении к нему при по-
мощи преодоления бхоги как основного аспекта Паша.
1. Bagchi P. Ch. Studies in the Tantras. Calcutta, 1939.
125 p.
2. Shiva Purana. Book 1. Bombay, 1920. 146 p.
3. Borody W. A. Bhoga Karika of Sadyojyoti. Delhi, 2005.
177 p.
4. Ganesan Dr. T. Sivajnanabodha. Delhi, 2003. 74 p.
5. Hannotte L. E. Philosophy of God in Kashimir
Shaiva dualism: Sadyojyoti and his commentators :
Ph.D. dissertations. Hamilton, 1987. 206 p.
6. Davis Richard H. Sadyojyoti’s Tattvatraya Nirnaya //
Journal of Oriental Research, Madras. 1997–2000.Vol. 68–70. [Special Issue : Dr. S. Janaki Commema
ration Volume]. P. 190–206.
7. Королёв К. М. Индийская мифология : энцикл. М.,
2004. 191 с.
8. Дасгупта С. Философия йоги и её отношение к дру-
гим системам индийской мысли. СПб., 2008. 352 с.