Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. Память Другого или другая память: социально-психологический анализ коммеморативных практик // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 61-68. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-1-61-68

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 55)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Память Другого или другая память: социально-психологический анализ коммеморативных практик

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены результаты теоретической рефлексии коммеморативных практик, направленных одновременно на презентацию прошлого и его оценочную репрезентацию в настоящем, на трех уровнях анализа – общества / государства, группы и личности. Показано, что на уровне государства коммеморации выступают мощным политическим и манипулятивным ресурсом власти, позволяющим управлять прошлым, конструировать культурную память социальных акторов, консолидировать общество на основе коллективных переживаний; на уровне группы благодаря коммеморативной программе формируется коллективная память, происходит интеграция членов группы, конструирование позитивной социальной идентичности и актуализируется чувство «Мы»; на уровне личности коммеморативные практики связаны с потребностью человека сохранять память о прошлом и объективировать мнемические следы в ритуалы, церемонии, видимые знаки, символы и артефакты, способные символически удерживать переживания прошлого в актуальном настоящем. Предложено рассматривать семейный альбом как способ двойной коммеморации, архив воспоминаний, средство сохранения памяти Другого, противостоящий времени, сшивающий разные временные слои, сохраняющий ушедшее прошлое как пребывающее в настоящем, взращивающий и укрепляющий ценностно-смысловую сферу членов семейной системы. Утверждается, что конструирование когнитивно-перцептивного памятного нарратива в процессе межличностного взаимодействия происходит как с помощью эмпатически обусловленных механизмов аффективной идентификации с Другими, сочувствия и сопереживания им, так и за счет личностной рефлексии ответственности перед собой и Другими.

Список источников: 

1. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. С. 40–41.

2. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007. 346 с.

3. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи : в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 200–202.

4. Assmann J. Communicative and Cultural Memory // Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook. Berlin ; New York, 2008. Р. 109–118.

5. Хаттон П. Х. История как искусство памяти. СПб., 2004. 424 с.

6. Васильев А. Г. Традиция и культурная память в контексте социальных инноваций // Человек и культура. 2015. № 1. С. 72–91.

7. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993. 224 с.

8. Schwartz B., Hall J. R., Grindstaff L., Lo M.-C. Culture and Collective Memory : Two Comparative Perspectives : Handbook of Cultural Sociology. L., 2010. 696 р.

9. Hirsch M. Pictures of a Displaced Childhood // Family Frames : Photography, Narrative and Postmemory. Harvard, 2002. Р. 217–240.

10. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007. 480 с.

11. Емельянова Т. П. Феномен коллективных чувств в психологии больших социальных групп // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1, № 1. С. 3–22.

12. Юревич А. В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/837-yurevich29.html (дата обращения: 21.04.2018).

13. Шуб М. Л. Современные коммеморативные практики : образовательный и воспитательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3 (36). С. 80–87.

14. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

15. Рягузова Е. В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой». Саратов, 2011. 304 с.

16. Рикёр П. Память, история, забвение / пер. с фр. М., 2004. 728 с.

17. Круткин В. Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8, № 1. С. 171–178.

18. Нуркова В. В. Зеркало с памятью. Феномен фотографии. Культурно-исторический анализ. М., 2006. 288 с.

19. Мартин Р. Наблюдение и рефлексия : отреагирование воспоминаний и представление будущего посредством фотографии // Фототерапия : использование фотографии в психологической практике. М., 2009. C. 80–99.

20. Ирина-Коган В. Жизнь внутри жизни. Семейный альбом. М., 2009. 720 с.

21. Петровская Е.В. Фотография : гравитация демоса // Философский журнал. 2015. Т. 8, № 1. С. 23–32.

22. Зонтаг С. Взгляд на фотографию. URL: https://www.photographer.ru/cult/theory/401.htm (дата обращения 17.06.2018).

23. Ассманн А. Длинная тень прошлого : Мемориальная культура и историческая политика. М., 2014. 328 с.

24. Нуркова В. В. Рассказывать о себе, рассказывать себя, рассказывать собой : автобиографический нарратив с позиций культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2010. № 1. С. 74–92.

25. Сапогова Е. Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 63–74.

26. Что такое постпамять / пер. статьи М. Хирш. URL: http://urokiistorii.ru/node/53287 (дата обращения: 08.04.2018).