Для цитирования:
Балакирева Е. И., Евдокимова Е. Г., Курчатова Н. Ю. Развивающий потенциал организации исследовательской работы магистрантов: опыт системной рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 454-458. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-454-458, EDN: TWTEAG
Развивающий потенциал организации исследовательской работы магистрантов: опыт системной рефлексии
Введение. Современный этап развития образования выдвигает на первый план индивидуальный подход к обучающимся, чему, безусловно, способствует организация их проектной и исследовательской деятельности. Актуальность научно-исследовательской деятельности очевидна, потому что имеет целью приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Это повышает мотивацию к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является не только приобретение субъективно новых, самостоятельно получаемых знаний, являющихся личностно значимыми для конкретного учащегося, но и осмысление ими каждого этапа работы, основанного на рефлексии. Теоретический анализ позволяет описать опыт системной рефлексии процесса организации научно-исследовательской работы магистрантов психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки в СГУ при осмыслении ими собственных возможностей и ценности исследовательской деятельности как механизма проявления их активности. Представлено, как развивающий потенциал организации исследовательской работы магистрантов раскрывается в виде усиления их вовлеченности в участие и становление исследовательской позиции, лежащей в основе самоорганизации процесса исследования. Заключение. Рассмотрение проблемы организации в среде магистрантов системной рефлексии позволило выявить возросшую активность и результативность как в исследовательской деятельности, так и при защите ВКР.
- Иоффе А. Н., Бычкова Л. В. Развитие личностного потенциала на занятиях: учебное пособие. М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.
- Буякас Т. М., Михеев В. А. Системная рефлексия и ее психотехническое обеспечение в процессе профессионального становления // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 105–117. https://doi.org/10.1162/vsp2017.01.10
- Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирскийпсихологическийжурнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/3
- Скотникова А. М. Исследовательская позиция личности: сущность, роль, строение, типы // Исследователь / Researcher. 2009. № 3–4. С.118–135.
- Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. С. 360–381.