Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Балакирева Е. И., Евдокимова Е. Г., Курчатова Н. Ю. Развивающий потенциал организации исследовательской работы магистрантов: опыт системной рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 454-458. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-454-458, EDN: TWTEAG

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 6)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.026
EDN: 
TWTEAG

Развивающий потенциал организации исследовательской работы магистрантов: опыт системной рефлексии

Авторы: 
Балакирева Екатерина Игоревна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Евдокимова Елена Гершечевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Курчатова Наталия Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Современный этап развития образования выдвигает на первый план индивидуальный подход к обучающимся, чему, безусловно, способствует организация их проектной и исследовательской деятельности. Актуальность научно-исследовательской деятельности очевидна, потому что имеет целью приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Это повышает мотивацию к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является не только приобретение субъективно новых, самостоятельно получаемых знаний, являющихся личностно значимыми для конкретного учащегося, но и осмысление ими каждого этапа работы, основанного на рефлексии. Теоретический анализ позволяет описать опыт системной рефлексии процесса организации научно-исследовательской работы магистрантов психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки в СГУ при осмыслении ими собственных возможностей и ценности исследовательской деятельности как механизма проявления их активности. Представлено, как развивающий потенциал организации исследовательской работы магистрантов раскрывается в виде усиления их вовлеченности в участие и становление исследовательской позиции, лежащей в основе самоорганизации процесса исследования. Заключение. Рассмотрение проблемы организации в среде магистрантов системной рефлексии позволило выявить возросшую активность и результативность как в исследовательской деятельности, так и при защите ВКР. 

Список источников: 
  1. Иоффе А. Н., Бычкова Л. В. Развитие личностного потенциала на занятиях: учебное пособие. М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.
  2. Буякас Т. М., Михеев В. А. Системная рефлексия и ее психотехническое обеспечение в процессе профессионального становления // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 105–117. https://doi.org/10.1162/vsp2017.01.10
  3. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирскийпсихологическийжурнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/3
  4. Скотникова А. М. Исследовательская позиция личности: сущность, роль, строение, типы // Исследователь / Researcher. 2009. № 3–4. С.118–135.
  5. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. С. 360–381.
Поступила в редакцию: 
06.10.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2022