Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


прагматизм

Рациональная деятельность современной личности и смысл ее «разумности»

Статья посвящена анализу понимания современной личностью смысла «разумности» своей рациональной деятельности. По мнению автора, достижение поставленной цели невозможно без решения задачи по изучению эпистемологического основания доминирующей в системе цивилизационных ценностей постнеклассической рациональности, так как в основании смысла «разумности» всегда находится определенный тип рациональности. Особое внимание обращается на такие инструменты познавательной деятельности личности, как информация и знание.

Сомнение как механизм смены эпистемических состояний (на материалах философии прагматизма и нейропсихологии)

Наука до сих пор не нашла ответ на вопрос: как устроены познавательные механизмы, которые имеют решающее значение для субъективных процессов оценки достоверности информации и сомнения. Эту способность обычно связывают как с прагматическими последствиями принятия убеждения, так и с материальной стороной сознания. В данной статье предлагается сравнить одну из наиболее крупных концепций сомнения в философии – прагматическую концепцию – с теорией ложных тегов, представленную Э. Аспом для нейропсихологического объяснения сомнения.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ США В XX ВЕКЕ

Статья посвящена анализу основных философско-педагогических концепций США в XX веке: прагматизму, бихевиоризму, гуманизму, конструктивизму и когнитивизму. Предметом исследования являются особенности и тенденции развития педагогической мысли в США в контексте становления и развития системы образования в этой стране в XX веке. Изучение и сравнительное сопоставление основных направлений позволили выделить философские предпосылки, главные методологические подходы в педагогике США, показать их влияние на систему образования в России и в США.