Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


память

ГЕРМЕНЕВТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена анализу социальной действительности фило-
софским  методом  герменевтики.  Раскрываются  сложность  и 
многоаспектность  социальной  действительности:  она  включает 
в  себя  историю  и  традицию,  язык  и  деятельность,  жизненный 
мир  и  социальные  институты.  Как  важные  формы  социальной 
действительности  определяются  социализация  и  образование, 
основанные  на  герменевтическом  понимании  мира:  речь  идёт 
о  герменевтически  понимаемом  педагогическом  отношении, 

ПОВТОРНО О ДВУХ МЕТАФОРАХ ПАМЯТИ

В статье разъясняется способ думать о памяти как о двух ме-
тафорах:  следе  и  проекте.  Уточняется  содержание  этих  ме-
тафор, демонстрируются их общность и различие. Метафора 
следа  содержит  два  устойчивых  значения:  крепость  (устой-
чивость, глубина следа) и безначальность. Эти два значения 
обнаруживаются в текстах как античных мыслителей, так и но-
воевропейских. Показывается также их связь с понятием тела, 
машины памяти, конечного и бесконечного счета. Уточняется 

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена социально-философскому анализу образования методом герменевтики. Раскрывается сложность и многоаспектность герменевтической парадигмы образования. Она включает в себя традицию и память, науку и историю, жизненный мир и социальные институты. Подчеркивается, что историческое развитие образования связано с изменением ценности природного и социального, политического и нравственного. В философии В. Дильтея и М. Хайдеггера образование определяется как важная социаль- ная и культурная форма, в которой соединяются жизнь, наука и история.

Память как социальный феномен

Социальная память - это совокупность знаний, которые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения к другому. Она закреплена в базовых текстах культуры, изучение которых - обязательное условие социализации индивида в определенное культурное сообщество. Носителями социальной памяти являются социальные общности, поскольку процессы коммуникации между представителями этих общностей являются постоянным индикатором актуальности циркулирующей в обществе информации.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья посвящена анализу взаимосвязи методов феноменологии и генеалогии для выявления истоков педагогического творчества. Сближение познания с родовой памятью, с искусством и поэзией, с мифом и символом позволяют преодолеть разрыв культурных связей между поколениями и вернуть педагогике подлинно творческий характер

МОРИС ХАЛЬБВАКС: КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПАМЯТИ

М. Хальбвакс положил начало новому научному направлению - социологическому исследованию памяти, его труды, посвящённые проблеме коллективной памяти, оказались чрезвычайно востребованными и плодотворными для гуманитарных наук конца ХХ и начала ХХI века. Он решает проблемы соотношения коллективной и индивидуальной памяти, памяти и истории, памяти и традиции, социально-культурных функций памяти.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ И КОНСТАНТ ДИДАКТИКИ

В статье приведены результаты экспериментальных исследований элементов и констант дидактики, описанных ранее в работе автора «Элементарная дидактика». К ним отнесены скорость осознания информации и усвоения новых знаний, базовая константа, представляющая собой отношение количества базовых знаний к количеству тех, что предполагается освоить в процессе обучения; количество характеристик, формирующих образ, и возрастной порог обучения.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

На основе базовых понятий психофизиологии человеческой памяти анализируются компоненты военно-профессиональной подготовки курсантов военно-образовательных учреждений высшего профессионального обучения МВД России. Даётся классификация профессиональных навыков с точки зрения функционального назначения и степени включения сознания. Исследуется соотношение знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке курсантов.

ПАМЯТЬ, ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

Диалог культур является проявлением онтологической биполярности культуры. Память, язык и сознание, проинтерпретированные в контексте полярной сопряженности двух модальностей функционирования языка в культуре – модальности языка как Знака и модальности языка как Символа, – выступают в качестве регулятивных принципов в диалогическом взаимодействии культур на бытовом и метафизическом уровнях. Динамика диалога культур и взаимосвязанные с ним внутрикультурные трансформации представляют собой модальные вариации отношения семиозиса и символизиса культуры.

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

В последние годы наблюдается настоящий взрыв интереса к концепции «идентичности». Проблема идентичности обострилась, когда общество, «оторвавшись» от власти природы и традиций, встало перед необходимостью принимать самостоятельные решения. Психоаналитики рассматривали идентификацию в качестве одного из механизмов защиты; ключевую роль во всех проблемах идентичности играют память и традиция.

Страницы